Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

191

Н. М. Горшкова

ВЛИЯНИЕ ОТЦОВСКОЙ ДЕПРИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕЛЕСНОГО ОБРАЗА-Я У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: возраст, образ-Я, образ тела, телесные границы, отцовская фигура, отцовская депривация.

На сегодняшний день психологических исследований, посвященных семье и влиянию семейного воспитания на развитие личности ребенка, достаточно много. В большинстве работ основное место психологи уделяют детско-родительским отношениям вообще, а также влиянию матери на развитие ребенка. Однако в последние годы все больший интерес у исследователей вызывает фигура отца.

Современные исследования этой проблематики показывают влияние отца на социальное, эмоциональное, познавательное развитие детей, формирование полоролевой идентичности, образа-Я, отношения к будущему и др. (Калина О. Г., Холмогорова А. Б., Евсеенкова Ю. В., Филиппова Е. В., Туманова Е. В., Араканцева Т. А., Зубова Г. Г. и др.). Однако практически неисследованной остается роль отца в формировании образа телесного Я. В первую очередь, это относится к раннему и дошкольному детству.

Целью настоящей работы является выявление особенностей «образа тела» детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях отцовской депривации разной длительности, т. е. без отца или замещающей его фигуры в различные периоды от рождения до 6 лет. Образ тела является одним из компонентов образа-Я базисом дальнейшего развития Я-концепции. Центральная функция «образа тела» — отделение Я от внешнего мира; четкое отделение Я от не-Я считается основным признаком актуального сознательного состояния личности, началом ее развития. Без выделения образа тела и его отграничения от образа объективной ситуации ребенок не может успешно адаптироваться к среде [4]. В своей работе мы рассматриваем «образ тела» как результат психического отражения

192

своего тела, его психическую репрезентацию, при этом схема тела понимается как часть образа тела, его органическая составляющая. Это фундаментальный уровень телесного переживания.

Одной из центральных составляющих образа тела является граница телесности. С. Фишер и С. Кливленд определяли «границы образа тела» как совокупность представлений субъекта о своей телесной ограниченности и локализованности в пространстве внешнего мира. Телесная граница подчеркивает осознание субъектом собственной изолированности от внешних не-Я-объектов, является средством защиты от окружающей среды и защищает Я от «посягательств» [3].

Как и другие психические функции, образ тела изменяется в процессе развития ребенка. Этапы формирования образа тела разворачиваются в онтогенезе постепенно. Можно предположить, что схема тела формируется в основном в младенческом и раннем возрасте; в раннем же возрасте начинает формироваться контроль за телесными функциями; границы тела — в раннем и дошкольном возрасте; для полоролевой идентичности сензитивными являются ранний, дошкольный и подростковый возрасты; осознанное отношение к функциональным возможностям тела формируется в школьном периоде; осознание отношения к своему телу и эстетическое отношение к нему формируется в подростковом возрасте, в этом же возрасте в норме обретается половая идентичность. В эти периоды роль отца в процессе формирования телесности различна.

На формирование телесности влияет множество факторов, среди которых взаимодействие с родительскими фигурами, и в частности с отцом, на наш взгляд, являются определяющим. На проверку этого предположения и было направленно наше исследование, в котором приняли участие 214 детей старшего дошкольного возраста. Исследуемую группу № 1 (ИГ1) составили 140 детей, имеющих разный опыт воспитания без отца: 54 ребенка, воспитывающихся с рождения и до 6 лет без отца, только матерью (подгруппа МО); 50 детей, воспитывающихся до трех лет и матерью и отцом, а затем после развода родителей — только матерью (подгруппа PC); 36 детей, воспитывающихся от рождения до трех лет без отца, а затем, после замужества матери, матерью и отчимом (подгруппа ОТЧ). Также нами была подобрана исследуемая группа № 2 (ИГ2), включающая детей, воспитывающихся в детских домах с младенческого возраста (т. е. без матери и без отца с рождения), которую составили 24 ребенка. Контрольную группу (КГ) составили 50 детей из полных семей с родными родителями.

Мы предположили, что «образ тела» у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях отцовской депривации с большой вероятностью может отличаться от «образа тела» детей из полных семей прежде всего сформированностью телесных границ, а также уровнем половозрастной идентификации. Также было выдвинуто предположение, что особенности образа тела зависят от длительности депривации отцовского влияния и от того периода детского развития, на который приходится опыт депривации, а именно: воспитывался ли ребенок без отца на протяжении младенчества, раннего и дошкольного возраста (от рождения до 6 лет); отсутствовал ли отец в семье с момента рождения до 3 лет ребенка, либо период воспитания без отца приходится на период от 3 до 6 лет. Эти особенности могут проявиться в искажении телесных границ, их несформированности, в нарушении половозрастной идентичности, в низкой дифференцированности образа тела, неустойчивости телесной координации. Вероятно, что у детей, воспитывающихся без отца с рождения, искажения в восприятии образа тела наиболее выражены.

193

В исследовании были использованы следующие методики: «Рисунок человека» (К. Маховер), «Половозрастная идентификация» (Н. Л. Белопольская), «Тест геометрических фигур» (Д. А. Бескова, А. Ш. Тхостов), «Гомункулус» (А. В. Семенович), «Метаморфозы» (Интерпретация ассоциаций проводилась по схеме С. Фишера), «Три дерева» (Э. Клессманн), «Рисунок семьи». Данные, полученные в ходе исследования, были подвергнуты качественному и количественному анализу. Обработка результатов проводилась при помощи статистического пакета SPSS. Для проверки значимости различий использовались критерий Манна – Уитни (для порядковых шкал и шкал отношений) и критерий X2 Пирсона (для номинативных шкал). Также были проведены: корреляционный анализ по Спирмену, процедура CHAID, факторный анализ, номинальный регрессионный анализ (НРА). К сожалению, рамки статьи не позволяют нам подробно остановиться на результатах проведенных статистических процедур, однако отметим, что использованные методы подтвердили полученные различия между группами и их надежность. Также важно отметить, что по всем методикам были получены значимые отличия как между исследуемыми и контрольной группами, так и внутри исследуемой группы ИГ1.

Полученные результаты позволили выделить специфичные для каждого периода последствия отцовской депривации. Так, для детей, с рождения воспитывающихся без отца только матерью, характерны неустойчивость и проницаемость телесных границ, нарушение координации главных измерений образа тела (целостности и пластичности), слабая связь между сферой контроля и сферой влечений, т. е. регуляция телесных функций у них не сформирована, этих детей характеризует тревожность и чувство небезопасности окружающего мира. Для детей, воспитывающихся без отца в младенческом и раннем возрасте, а затем с отчимом (подгруппа ОТЧ) характерно нарушение представлений о себе во временной перспективе, нарушение целостности телесной границы, акцентуация барьерной функции границы, стратегия избегания контакта с миром. Также этим детям свойственно ощущение собственной малозначимости в семье. В случае если отец проживал с ребенком вплоть до дошкольного возраста, а затем родители развелись (подгруппа PC), у детей наблюдается нарушение целостности телесной границы и акцентуация на функции барьерности границы. Отец остается значимой фигурой, однако вызывает конфликтные и амбивалентные чувства.

Результаты детей, воспитывающихся без обоих родителей (ИГ2), значительно отличаются от результатов детей других групп, участвующих в исследовании, и это вполне ожидаемо, т. к. их психическое развитие происходило не только под влиянием отсутствия отца, но и под влиянием более сильного фактора — отсутствия матери. Данные детей этой группы обнаружили наиболее существенные негативные особенности образа Я и образа тела, а именно, для них характерно: нарушение временной перспективы и актуальной возрастной идентичности, переживания телесной рассогласованности, чувство нескоординированности, нарушение соотнесения и координации главных измерений образа тела; телесные границы отличаются высоким уровнем барьерности в сочетании с низкой проницаемостью.

Полученные в настоящем исследовании результаты показывают последствия депривации отцовского влияния для психического развития ребенка и открывают возможность нового подхода к коррекционно-профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.

194

Библиографический список

1.   Араканцева Т. А. Тендерные аспекты родительско-детских отношений: учеб. пос. для вузов / Т. А. Араканцева. — М.: МПСИ, 2006. — 61 с.

2.   Арина Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа // Психология телесности. — М., 2005. — С. 222—236.

3.   Барьерность и проницаемость телесной границы / Пер. с англ. М. Л. Мельникова. — Ижевск: НИПЦ «ERCO», 2005. — 100 с.

4.   Белопольская Н. Л. Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская, С. Р. Иванова, Е. В. Свистунова. — М.: Институт психологии РАН, 2007. — 331 с.

5.   Бернс Р. Развитие концепции и воспитание / Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — С. 30—66.

6.   Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура // Психология телесности. — М., 2005. — С. 236—253.

7.   Евсеенкова Ю. В., Портнова А. Г. Система отношений в диаде «отец – ребенок» как фактор развития личности // Семейная психология и семейная терапия. — 2003. — № 4. — С. 23—28.

8.   Калина О. Г. Роль отца в психическом развитии ребенка / О. Г. Калина, А. Б. Холмогорова. — М.: Форим, 2011. — 112 с.

9.   Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчик. — Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.

10. Соколова Е. Т. Я-образ тела // Психология самосознания. — Самара, 2003. — С. 406—423.

11. Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков // Психологическая наука и образование. — 2007. — № 2.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VU132013/GVo-2013.htm