332 ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ КУРСАНТОВ УЧЕБНОГО ЦЕНТРА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
Карабин А. С.
Московский городской психолого-педагогический университет
Российская Федерация, г. Москва
Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагога специальных дисциплин в системе МЧС России и в системе федеральной противопожарной службы основано на основных принципах и задачах работы психологической службы МЧС. Педагог совместно с психологами осуществляет «психологическое сопровождение деятельности личного состава МЧС России: спасателей, пожарных, врачей, водолазов, летчиков и других специалистов. Это профессиональный отбор, психологическая подготовка, коррекция и восстановление психического здоровья, решение проблем, возникающих в связи с выполнением профессиональных обязанностей» [5]. В данном контексте исследование ценностно-мотивационной сферы становится основным, поскольку, с одной стороны, как отмечают кадровые специалисты МЧС, специалисты по безопасности, специалисты по предупреждению, спасению и помощи в чрезвычайных ситуациях — «это люди, для которых “спасение”, “помощь” — не просто слова, а призвание» [5], а с другой стороны, ценностно-мотивационная сфера предопределяет структуру и специфику профессионального поведения [4], структуру внутреннего конфликта в самореализации и специфику поддержания и восстановления психического здоровья [6]. В некоторых зарубежных исследованиях рассматривается то, как субъективные ценностные нормы становятся сильными определяющими факторами для
333пожарных в ситуациях, когда нужно принять на себя риск [3]. Основой этих прикладных моделей служат теория спланированного поведения [1] и концепция самоэффективности [2].
В России исследований субъективных ценностных норм и профессионального поведения, их взаимосвязей с успешностью деятельности не так много, а применительно к сфере пожарной деятельности — практически нет. Подход к исследованию ценностей как изучения противоречия в субъективной оценке значимости и достижимости той или иной ценности, предложенный Е. Б. Фанталовой, значим для изучения психологических особенностей деятельности, профессионального поведения и сохранения психического здоровья пожарного.
Внутренний конфликт как степень противоречия между ценностью и достижимостью значимой жизненной категории (любовь, семья, активная жизнь, творчество и т. д.) может быть связан со склонностью к риску. Данная взаимосвязь изучалась на основе оценки уровня соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (методика «УСЦД» Е. Б. Фанталовой, представляющая 24 шкалы, из них: 12 — это оценка понятий по субъективной ценности, и оценка тех же 12 понятий по субъективной достижимости) и определения уровня готовности к риску (опросник А. М. Шуберта, представляющий собой единую шкалу склонности к риску).
Измерения произведены на общей выборке 120 человек на контингенте двух групп учащихся в системе ФПС МЧС России, а именно:
1. Первая группа — обучающиеся по программе профессиональной подготовки по профессии 16781 «Пожарный» («Бойцы противопожарных подразделений»);
2. Вторая группа — специальное первоначальное обучение лиц среднего начальствующего состава, принятых в федеральную противопожарную службу МЧС России из иных организаций после окончания образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Основной диапазон возраста — 20—40 лет.
Обработка данных выполнена пакетом SPSS, произведен расчет описательных статистик и корреляционный анализ по всей выборке испытуемых, также произведен дисперсионный анализ с оценкой влияния фактора обучения (профобучение (бойцы) — первоначальное обучение (средний начальствующий состав на базе высшего образования)).
Диапазон границы индекса расхождения «ценность – доступность» достаточно широк: минимум и максимум внутреннего конфликта
334(внутреннего вакуума) по исследуемой выборке составляют от минус 8 до плюс 8 по ценностям разного типа. «Объективно, исходя из содержания, теоретико-методологического понятийного аппарата психологии, индекс расхождения «Ц — Д» (r) — это показатель рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, свидетельствующий о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, блокады основных потребностей, внутреннего дискомфорта, внутренней конфликтности, а также — об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии» [6]. Для исследуемой выборки наличие таких дисгармоний и дезинтеграций характерно для 90% испытуемых, что связано не только с рискованной и опасной профессией, в рамках которой развиваются изучаемые люди, но и с периодом становления в профессии, поскольку для многих характерен небольшой управленческий, командный стаж, многие только пришли в профессию пожарного из других областей деятельности; также не все имеют семью, у многих не установилась система жизненных ценностей в силу молодого возраста или прохождения периода возрастного кризиса. В целом наличие противоречий отражает динамическое состояние ценностно-мотивационной сферы и направление мотивационного развития.
Склонность к риску по выборке в целом колеблется в пределах средних и высоких значений, что связано как с небольшим стажем работы испытуемых, так и с преобладанием молодого возраста. Известны данные, что с возрастом готовность к риску падает: у более опытных работников готовность к риску ниже, чем у неопытных [7].
Выявлена положительная корреляционная связь между показателем индекса расхождения «ценность – доступность» и шкалой склонности к риску (r=0,567) среднего уровня значимости p<0,02. Тем самым подтверждается положение, что в ситуации внутреннего конфликта растет готовность к риску.
Значимых влияний фактора принадлежности к профессиональной группе («боец» или «начальствующий состав») не выявлено, что связано, скорее, с тем, что представители обеих групп только входят в профессию и относятся к группе новичков, различаясь по степени продвинутости в новичковой категории (наивный новичок или адаптированный, или компетентный новичок) и с молодым возрастом по выборке.
В целом внимание психологов и педагогов в системе обучения в федеральной противопожарной службе должно быть направленно на сферу ценностей и аттитюдов достижимости, что поможет сформировать наиболее адекватный уровень готовности к риску. Разрешимость напряженности по шкале достижимости ценности и одновременное отсутствие внутреннего вакуума может стать наиболее оптимальным
335состоянием для профессионала, действующего в условиях неопределенности и риска.
Формирование системы мониторинга как детализированной оценки и моментального включения результатов в педагогическую деятельность и систему психологической поддержки специалиста предполагает разработку параметров диагностики как системы комплексных измерений ценностно-мотивационной сферы. В данном контексте представляется продуктивным использование методик, измеряющих склонность к риску, к достижению и избеганию, методик, измеряющих внутреннюю ценностную конфликтность в единой системе с анализом связей структуры ценностного конфликта и мотивации, с возможностью прогнозирования склонности к риску и формированием адекватного стиля профессионального поведения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ajzen, I. The theory of planned behavior / I. Ajzen // Organizational Behavior and Human Decision Processes. — 1991. — Vol. 50. — № 2. — P. 179—211.
2. Bandura, A. Self-efficacy: The exercise of control / A. Bandura. — New York: Freeman. — 604 p.; — URL: http://www.mchs.gov.ru/document/218637 (дата обращения: 03.12.2013).
3. Reinhardt-Klein, J. Firefighters: attiyude, beliefs, and behaviors that contribute to high-risk behaviors / J. Reinhardt-Klein // DISSERTATION University of Illinois at Urbana-Champaign. — Urbana-Champaign, 2010. — 115 p.
4. Vansteenkiste, M. Motivational Profiles From a Self-Determination Perspective: The Quality of Motivation Matters / M. Vansteenkiste.
5. Московский учебный центр федеральной противопожарной службы имени Героя Советского Союза Постевого С. И. — URL: http://www.mucfps.ru (дата обращения 03.12.2013).
6. Фанталова, Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е. Б. Фанталова. — Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 112 с.
7. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 490 с.
336 Список опечаток
Страница | Место на странице | Опечатка | Должно быть |
335 | Пункт 3 | attiyude | attitude |