Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

208

Н. Н. Нечаев

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ САПР

Создание САПР предполагает решение спектра взаимосвязанных задач, важнейшая из которых — теоретический анализ проектной

209

деятельности, вскрывающий структуру, уровни организации, средства и способы ее осуществления. Опираясь на результаты ряда методологических (В. Г. Афанасьев, Э. В. Ильенков, М. С. Коган и др.) и психологических (П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, О. К. Тихомиров и др.) исследований деятельности, можно утверждать, что сущность любого проектирования — создание модели "потребного будущего" (Н. А. Бернштейн). К сожалению, вне поля зрения исследователей остается тот факт, что сама проектная модель выступает как особая предметность, развертывание и конкретизация которой в процессе деятельности порождает новую действительность. С нашей точки зрения модель не столько система, отображающая определенное содержание в целях его фиксации и познания (Б. А. Глинский, Я. Г. Неймин, А. И. Уемов, В. А. Штофф и др.), сколько ведущее средство теоретического и практического преобразования действительности. Особенно наглядно эта фундаментальная, на наш взгляд, функция моделирования выступает в проектной деятельности архитектора, основная задача которого — создание проектной модели пространства, будущего сооружения в единстве его функционально-планировочных, конструктивных и художественно-образных параметров. Не случайно архитектуру рассматривают как базисную форму художественного освоения действительности, синтезирующего в себе особенности и научного, и технического творчества.

С психологической точки зрения архитектурное творчество, основной механизм его развития заключается в изменении и обогащении арсенала конкретных средств и способов проектного моделирования, в формировании способности к перестройке и трансформации методов проектной разработки замысла. Именно систематическое преодоление самого себя позволяет архитектору создавать тот индивидуально-своеобразный и общественно-значимый ответ на предлагаемые обстоятельства, который характеризует архитектуру как искусство. Однако процесс самопреодоления, самоизменения и формирования психологических новообразований, характерных для творческой деятельности, может осуществляться двояким образом: а) через приспособление к условиям новой проектной задачи и возникновение "побочных продуктов" такого взаимодействия (Я. А. Пономарев) и б) через сознательное овладение закономерностями порождения новых способов проектной деятельности. Творчество как адекватная адаптация к "новизне" ситуации обеспечивается механизмами интуиции; творчество как

210

порождение "новизны" — механизмами сознательного целеполагания.

В этом контексте понятно, что внедрение САПР может иметь, по крайней мере, двоякие психологические последствия. В одном случае архитектор, становясь пользователем ЭВМ, может превращаться в человеческий "оператор" машинного звена САПР. И порою происходит это тем "успешнее”, чем более точно и полно программное и техническое обеспечение САПР учитывает и резюмирует совокупный общественный опыт проектирования аналогичных объектов. Практика типового проектирования с помощью САПР представляет убедительные свидетельства такого психологического исхода — превращение деятельности в операторные процедуры интерактивного режима работы. Особенно опасно подобное "развитие" деятельности при внедрении САПР в учебное проектирование.

В другом случае благодаря установке архитектора на сознательное преодоление возможной стереотипизации способов решения задачи внедрение САПР открывает перспективы действительного развития деятельности, ибо технизируя то, что было творчеством "вчера", САПР рельефно показывает, что должно быть творчеством "сегодня". Тем самым создаются объективные психологические предпосылки не только для осознания условий деятельности, но и возникновения высшего уровня творчества — творчества не интуитивно-случайного, а сознательно-необходимого — свободной деятельности со знанием дела.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/NSp-1985/NSp-208.htm