156 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ТРЕНЕРА
Н. Н. НЕЧАЕВ (Москва)
На современном этапе развития спорта для совершенствования всего тренировочного процесса необходимо внедрение результатов научных исследований, в том числе и психологической науки.
Психология представляет собой развитую систему различных направлений, каждое из которых вносит свой вклад в решение задач повышения эффективности и качества разнообразных форм человеческой деятельности.
Важное значение имеют данные психологической науки для комплексного развития процесса подготовки спортсменов, и в особенности воспитательной работы тренера, являющейся фундаментом, стержнем учебно-тренировочного процесса. Тренер — это прежде всего воспитатель, как сказал К. Маркс, «...воспитатель сам должен быть воспитан».
В этом отношении особое место занимают результаты исследований, проводимых в педагогической психологии. Следует отметить, что в начальный период своего становления как науки эта отрасль психологии в основном изучала закономерности и способы учета уже сложившихся психологических возможностей человека: мотивационно-потребностную готовность к тем или иным педагогическим воздействиям, особенности познавательной деятельности людей, стоящих на определенной возрастной ступени своего психического развития, пути и средства активизации мышления, памяти, воображения и т. д. и т. п.
При всем положительном значении этих исследований они, ограничиваясь лишь констатацией наличного уровня психического развития человека, не раскрывают формы и методы непосредственного воздействия на это развитие, что существенным образом сказывается на всей педагогической практике.
В настоящее время благодаря методологическим принципам, сформулированным в работах Л. С. Выготского,
157С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия и ряда других виднейших советских психологов, внимание исследователей сосредоточилось на анализе механизмов становления и развития психики человека, условий, определяющих те или иные психологические возможности индивидов.
Однако при изучении психики часто ограничиваются простым перечислением так называемых психических функций, без рассмотрения общих структурных компонентов человеческого сознания. Для советской психологии характерным является понимание сознания как «осознанного бытия».
Именно поэтому формирование сознания, включая такие его элементы, как мировоззрение, нравственные идеалы, ценностная ориентация, мотивация поведения, делается центральной проблемой советской педагогической психологии. Исследования убедительно показали, что эти психологические образования в принципе и в конечном итоге определяют все формы человеческой дятельности. С этой точки зрения всякое обучение человека является и должно быть воспитывающим, раскрывающим человеку основные смыслы, мотивы его деятельности. Взаимосвязь мотива и способа деятельности — вот психологическая основа диалектического единства обучения и воспитания.
Поэтому усвоение основных мотивов спортивной деятельности, ее социального смысла и значимости всегда должна преломляться через конкретные интересы данной личности.
Наиболее последовательно эти методологические принципы реализуются в концепции одного из ведущих советских психологов П. Я. Гальперина. Главное содержание этой концепции, носящей название теории планомерного поэтапного формирования, составляет описание, с одной стороны, последовательности этапов, которые закономерно проходят всякое новое действие человека в процессе своего формирования, а с другой, тех условий, которые необходимо обеспечить для получения действия с заранее намеченными, заданными свойствами. Тем самым эта теория не только открывает конкретные способы психологического воздействия на человека, на его сознание, но и позволяет активно, целенаправленно и планомерно формировать это сознание.
Разнообразные исследования, проведенные на основе этой теории, наглядно демонстрируют ее возможности как психолого-педагогической основы совершенствования учебно-воспитательного процесса.