1 ДЕПАРАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет психологии образования
Кафедра педагогической психологии
Виктор Александрович Гуружапов
доктор психологических наук
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
(СИСТЕМА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА — В. В. ДАВЫДОВА)
ЧАСТЬ I
Методическое пособие к дисциплине
«Психологическая теория учебной деятельности»
Специальность 020400 «Психология»
АНО «Психологическая электронная библиотека»
Москва
2008
2Виктор Александрович Гуружапов
доктор психологических наук
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ
(СИСТЕМА Д. Б. ЭЛЬКОНИНА — В. В. ДАВЫДОВА)
ЧАСТЬ I
Методическое пособие к дисциплине
«Психологическая теория учебной деятельности»
Специальность 020400 «Психология»
3ББК 88.8
В. А. Гуружапов. Учебная деятельность в развивающем обучении
(система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). Часть 1. Методическое
пособие к дисциплине «Психологическая теория учебной
деятельности». — М.: АНО «ПЭБ», 2008. — 80 с.
Рецензенты:
А. З. Зак, доктор психологических наук.
Г. Г. Микулина, кандидат психологических наук.
Настоящее пособие подготовлено на основе публикаций автора в журналах «Психологическая наука и образование», «Культурно-историческая психология», «Вестник психологии образования». Автором предпринята попытка описать такие понятия теории учебной деятельности как учебная задача, учебные действия и некоторые другие с точки зрения того, как это проявляется в практике развивающего обучения. При этом ряд проблем теории учебной деятельности обсуждается не проектном залоге, а в феноменологическом ключе. То есть анализируются основные моменты учебной деятельности как реальные феномены.
Рекомендуется для психологов и педагогов, изучающих теорию учебной деятельности и развивающего обучения.
ISBN 978—5-89774—981—2
| © АНО «ПЭБ», 2008. |
| © В. А. Гуружапов, 2008. |
4 Предисловие автора.
Дисциплина «Психологическая теория учебной деятельности» уже более 10 лет преподается в Московском городском психолого-педагогическом университете. Эта история восходит к 1994—1996 годам, когда автор теории Давыдов В. В. преподавал эту дисциплину по просьбе Рубцова В. В. и Марголиса А. А. в Международном образовательном и психологическом колледже. В 1997 году на базе колледжа был создан Московский городской психолого-педагогический институт, в последствие ставший университетом. Но Давыдов В. В., к сожалению, его уже не увидел. Тогда Рубцов В. В. и Марголис А. А. предложили мне читать лекции по теории учебной деятельности для студентов факультета психологии образования. Я глубоко признателен им за это. У меня появилась возможность осмыслить соотношение теории и практики на конкретном материале.
В то время я активно занимался экспертизой практики развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова) и неоднократно замечал, что многие неудачи учителей на уроках связаны именно с незнанием или недопониманием теории. Вместе с тем, невозможно было не заметить, что и практика вынуждает нас по-новому взглянуть на теорию. Жизнь расставляет свои акценты. Это отмечал и сам Давыдов В. В. Будь он жив, возможно, мы имели бы сегодня значительно модернизированную теорию.
В настоящее время предпринимаются попытки обобщения практики развивающего обучения как некоторой надстройки над теорией учебной деятельности. В результате в массе педагогов и психологов получили распространения именно надстроечные представления о существе учебной деятельности вне связи с исходными понятиями самой теории. Это вполне объяснимо — труды нашего Учителя сложны для чтения и понимания, проще иметь дело с вторичными приближенными к обыденному опыту интерпретациям. Поэтому передо мной встала задача прокомментировать некоторые сложные для понимания
5центральные моменты именно самой теории учебной деятельности с точки зрения того, что в реальном учебном процессе может иметь место.
Хочу выразить искреннюю благодарность всем коллегам, с которыми мне пришлось обсуждать проблемы развивающего обучения. Конечно, всего не вспомнишь. Поэтому отмечу только ряд бесед, оказавших конкретное влияние на содержание данной работы. Незабвенный Михайлов Ф. Т. обратил мое внимание на необходимость анализа форм индивидуального порождения, воспроизведения общественного сознания и родовых видов деятельности, вне которых вряд ли можно говорить реальности обучения. Благодаря замечаниям
Зинченко В. П. я стал задумываться о различиях проектного и феноменологического подхода к описанию реальности теоретического мышления в развивающем образовании. От моего непосредственного учителя Полуянова Ю. А. я усвоил идею более широкой трактовки учебных действий контроля и оценки, в частности, присутствия в них эстетического начала, чем это принято в распространенных интерпретациях учебной деятельности.
Я благодарен всем учителями развивающего обучения, на чьих уроках мне удалось побывать. Особая благодарность педагогическим коллективам средней общеобразовательной школы №91 и начальной прогимназии №130 г. Москвы, средней общеобразовательной школы № 32 и начальной школы-детский сад № 92 г. Улан-Удэ, основной средней общеобразовательной школы № 16 г. Ханты-Мансийска, с которыми меня связывает долголетнее сотрудничество. Я благодарен студентами, которые читают труды Давыдова В. В., несмотря на трудности, связанные с пониманием его терминологии. Тем самым они работают над сохранением научной традиции. Хочу отдельно поблагодарить
Ковалева С. Д. за содействие в публикации данного пособия.
6 Введение. Немного истории.
Исследования по психологическим проблемам учебной деятельности началось в 1959 году в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лаборатории Д. Б. Эльконина. В число первых сотрудников входили В. В. Давыдов, Л. И. Айдарова, К. В. Бардин, Л. В. Берцфайи, А. К. Маркова, Г. Г. Микулина. В дальнейшем исследования, к которым подключился большой коллектив авторов, возглавил В. В. Давыдов.
Экспериментальной базой стала школа № 91 Академии педагогических наук СССР. Вскоре к ним подключились коллективы кафедр психологии и специализированных лабораторий Тульского педагогического института, Харьковского и Таджикского университетов, Харьковского педагогического института. Расширилась и экспериментальная база за счет школы №11 г. Тулы, школы №17 г. Харькова.
Уже к началу 70-х годов В. В. Давыдовым были сформулированы основные положения теории учебной деятельности как проекта создания системы обучения, нацеленной на развитие основ теоретического мышления младших школьников. В последствие эта система получила название развивающего обучения или дидактическая система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (РО). Важным этапом становления РО была работа коллектива Лаборатории В. В. Давыдова в 1980—81 годах над планом-заказом Министерства просвещения СССР по разработке содержания и методов обучения основных предметов начальной школы на основе принципа содержательного обобщения. Были созданы программы и методические пособия для уроков математики, русского языка и изобразительного искусства для начальной школы. С этого момента РО стала рассматриваться как система образовательных технологий. Немного позднее был разработан курс литературы. Потом в появились курсы естествознания и музыки. Начиная с конца 80-х годов ХХ-столетия система начала широко распространяться в РФ и странах ближнего зарубежья. В