ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Л. Ф. Обухова
О. А. Шаграева
Семья
и ребенок:
психологический
аспект
детского
развития
Учебное пособие
Издательство
«Жизнь и мысль»
МОСКВА 1999
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Обухова, Шаграева. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Л. Ф. Обухова
О. А. Шаграева
Семья
и ребенок:
психологический
аспект
детского
развития
Учебное пособие
Издательство
«Жизнь и мысль»
МОСКВА 1999
УДК | 159.922.7 (075) |
ББК | 88.8 я 73 |
О26 |
Рецензенты:
Г. Г. Филиппова, кандидат психологических наук, профессор МГПУ;
А. Д. Кошелева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
Института дошкольного образования и семейного воспитания.
Обухова Л. Ф., Шаграева О. А.
О 26 Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. — М.: Жизнь и мысль, 1999. — 168 с.
ISBN 5-8455-0002-8
Учебное пособие — своеобразная энциклопедия семейной жизни, где собран богатый теоретический и экспериментальный материал, накопленный в зарубежной и отечественной психологии по наиболее актуальным проблемам развития и воспитания ребенка в семье. Категория «образ жизни», по мнению авторов, является достаточно продуктивной в плане систематизации спектра факторов, определяющих психическое развитие и формирование личности малыша.
В работе предпринята попытка всестороннего изучения образа жизни семьи, имеющей ребенка раннего возраста, с привлечением материалов народной психологии. Здесь нашли отражение взгляды и представления родителей, пропагандирующих нетрадиционные системы воспитания. Определены основные тенденции развития и изменения взглядов и верований супругов, изучен механизм их влияния на детское развитие.
Книга предназначена для специалистов в области семейной психологии, практических психологов, родителей, студентов педагогических вузов.
УДК 159.922.7 (075) |
Разработка серийного оформления С. Ю. Губина
© Обухова Л. Ф., Шаграева О. А., 1999 | |
ISBN 5-8455-0002-8 | © ИПЦ «Жизнь и мысль», 1999 |
Содержание
Введение | 5 |
Глава 1. Научная психология о закономерностях детского развития в условиях семейного воспитания | |
§ 1. Категория «образ жизни» в философии и психологии | 8 |
Условия жизнедеятельности семьи | 8 |
Формы жизнедеятельности семьи | 9 |
Структура форм жизнедеятельности семьи | 11 |
§ 2. Социально-экономический аспект образа жизни семьи и его влияние на психическое развитие ребенка | 15 |
Физические характеристики семейного окружения | 15 |
Социальное пространство | 16 |
Денежные доходы семьи | 17 |
Образование родителей и развитие ребенка | 17 |
Состав семьи | 17 |
Размер семьи и специфика детского развития | 20 |
Ребенок в учреждениях закрытого типа | 22 |
§ 3. Социально-психологический аспект жизнедеятельности семьи и развитие ребенка | 28 |
Эмоциональный компонент образа жизни семьи | 28 |
Поведенческий компонент образа жизни семьи | 35 |
Когнитивный компонент образа жизни семьи | 56 |
Глава 2. Детское развитие в представлениях народной психологии: эмпирическое исследование | |
Предварительные замечания | 74 |
§ 1. Базы, методы, гипотезы исследования | 76 |
§ 2. Специфика родительских представлений и практика воспитания ребенка | 87 |
«Сознательное родительство» | 87 |
«Педагогика Б. П. Никитина» | 96 |
«Нравственная психология и педагогика» | 102 |
Православная семья | 114 |
Многодетная семья | 125 |
Семья и ребенок в зоне экологического бедствия | 129 |
§ 3. Диагностика психического развития ребенка раннего возраста | 140 |
Заключение | 147 |
Именной указатель | 150 |
Предметный указатель | 152 |
Приложения | 156 |
Введение
Работа выполнена в русле одного из направлений психологии, получившего название за рубежом «народная психология развития» — Folk Developmental Psychology. Предмет исследования народной психологии развития — взгляды, представления, убеждения и установки родителей, а также механизм их влияния на детское развитие.
Три задачи ставят перед собой авторы данного учебного пособия:
— предложить критерии систематизации богатого эмпирического материала, накопленного в психологии по проблеме психического развития ребенка в условиях семейного воспитания; в качестве отправной точки в решении данного вопроса избрана категория «образ жизни семьи»;
— представить мнения и взгляды народной психологии по обозначенной проблеме; народную психологию в нашем исследовании представляют группы семей, пропагандирующие нетрадиционные подходы к процессу воспитания маленького ребенка;
— дать в руки исследователям инструмент, позволяющий собрать информацию об особенностях внутрисемейной обстановки, информацию о стиле жизни семьи, ее укладе, особенностях воспитательного процесса.
В работе представлены две точки зрения на решение обозначенной проблемы. Одна из них принадлежит психологии научной, другая — народной психологии. Материал, изложенный ниже, — это попытка задать параметры здорового образа жизни маленького ребенка в условиях семейного воспитания. Эта попытка реализована нами в форме научного исследования, к которому мы приглашаем читателей.
При этом мы имеем в виду, что научное исследование предполагает бесстрастное изложение полученных материалов. Оно не может зависеть от симпатий или антипатий авторов. Критериями оценок тому или иному движению народной психологии являются результаты диагностики психического развития ребенка — интеллектуального и эмоционально-волевого, сопоставление позиций народной психологии с данными научного знания.
В научной психологии решение проблемы образа жизни и психического развития
ребенка велось до сих пор в двух направлениях, которые между собой практически не соприкасались. Одно из них — сугубо теоретическое решение проблемы, в пределах которого, в частности, рассматривались вопросы по определению категории «образ жизни» (В. И. Толстых, 1975). Второе — это бесконечно огромное число конкретных психологических работ, в которых, зачастую без ссылки на категорию «образ жизни», исследуются различные проявления данного феномена: процессы психической депривации, явления госпитализма, тип воспитания в семье, стиль общения и взаимодействия детей и взрослых, представления супругов о психике ребенка и факторах, ее определяющих. При этом категорию «образ жизни семьи» рассматривают как непременное условие формирования здоровой личности, как комплексную характеристику семьи, вбирающую в себя весь спектр факторов, детерминирующих детское развитие, как фон, на котором разворачивается социальная ситуация развития ребенка первых лет жизни.
Народную психологию в нашем исследовании представляют неформальные объединения семей, которые существуют в настоящее время в Москве и Московской области. Это «Сознательное родительство», «Педагогика Б. П. Никитина», «Нравственная психология и педагогика», православные семьи, многодетные семьи и семьи, проживающие в зоне экологического бедствия. Это группы семей, пропагандирующие и воплощающие в жизнь идеи И. Б. Чарковского, Б. П. Никитина, А. Ц. Гармаева. В учебном пособии подробно излагаются системы взглядов данных направлений народной психологии, приводятся мнения отцов и матерей, непосредственных участников этих групп семей, проводится диагностика психического развития детей данных групп семей.
Следует отметить, что представленный в работе теоретический и эмпирический материал выходит за рамки исключительно семейной тематики. Вниманию читателей будут предложены материалы ряда исследований, касающихся особенностей воспитания детей в дошкольных детских учреждениях, в учреждениях закрытого типа, результаты исследований по изучению особенностей общения и совместной деятельности ребенка со взрослым.
В приложениях учебного пособия представлены анкеты для отцов и матерей, разработанные Р. Сирсом. Широкий перечень вопросов позволяет собрать интересную и чрезвычайно важную информацию об образе жизни семьи в целом и о практике воспитания маленького ребенка в частности.
• Коллекции → Культурно-историческая психология
• Детская психология → Общие проблемы детской психологии