Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

25

Жестово-образные игры

Для раннего и младшего дошкольного возраста

Абдулаева Е. А.

Аннотация

В статье представлены жестово-образные игры, дается практический материал с комментариями и методическими рекомендациями для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Материал подобран по теме "Кругооборот года и погодные явления". Подробно поясняется развивающее значение каждой игры в контексте сенсорно-двигательного, личностного и социального развития детей с учетом особенностей их поведения и развития. Все игры предназначены для длительного, поэтапного разыгрывания, могут разыгрываться как целостно развернутым сюжетом, так и отдельными фрагментами. В играх используются разнообразные предметные опоры, способствующие концентрации внимания на содержании и игровом действии.

Ключевые слова

Сенсорно-двигательное развитие, тактильное восприятие, моторика, произвольность, игровая деятельность, игра в кругу, образно-жестовая игра, музыкально-ритмическая игра, хороводная игра.

Gesture-image GAMES

For toddlers young preschoolers

Abdulaeva Е. А.

Annotation

The article presents a system gesture-image games. The practical material with comments and methodical recommendations for work with toddlers & preschoolers (3—4 y.) is given. The games are picked up for a nature in different seasons. Developing value of each game in a context of sensory-impellent, personal and social development of children is regarded. All games are intended for long, stage-by-stage playing, they can be played both completely developed plot, and separate fragments. In games the various subject support promoting concentration of attention on the maintenance and game action are used.

Key words

Sensory-impellent development, tactile perception, a motility, randomness, game activity, game in a circle, gesture-image game, is musical-rhythmic game, round-dance game.

Сведения об авторе

Елена Александровна Абдулаева, педагог-психолог высшей категории, Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ

e-mail: elena-abdulaeva@mail.ru

26

ЖЕСТОВО-ОБРАЗНЫЕ ИГРЫ

Для раннего и младшего дошкольного возраста

В статье представлены жестово-образные игры, дается практический материал с комментариями и методическими рекомендациями для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Материал подобран по теме «Кругооборот года и погодные явления». Подробно поясняется развивающее значение каждой игры в контексте сенсорно-двигательного, личностного и социального развития детей с учетом особенностей их поведения и развития. Все игры предназначены для длительного, поэтапного разыгрывания, могут разыгрываться как целостно развернутым сюжетом, так и отдельными фрагментами, с разнообразными предметными опорами, что способствует концентрации внимания на содержании и игровом действии.

Ключевые слова. Сенсорно-двигательное развитие, тактильное восприятие, моторика, произвольность, игровая деятельность, игра в кругу, образно-жестовая игра, музыкально-ритмическая игра, хороводная игра.

Жестово-образные игры по содержанию и подаче материала — сложный вариант сенсорно-двигательных игр. Образ передается не столько словами взрослого, сколько жестами. В чем ценность игр? Необычайно широки их развивающие возможности — они охватывают самые разные сферы. В первую очередь способствуют развитию целенаправленного внимания, познавательной сферы, поскольку несут богатый образный материал. Кроме того, содержание игр является основой для развития воображения и мышления. Органичное соединение движения и речи способствует речевому развитию, многократное повторение — развитию памяти, а разнообразные, осмысленные, наполненные определенным содержанием движения и жесты — развитию восприятия, зрительно-моторной координации и саморегуляции. Следовательно, с полным основанием можно считать, что сенсорно-двигательные жестово-образные игры — хорошая школа, формирующая произвольное поведение (см. фото 1). Иными словами, они позволяют игрокам овладевать своевременностью действия, научиться соотносить свое движение с движениями взрослых и детей, с пространственно-предметным окружением.

Фото 1. Жестово-образные игры — школа, формирующая произвольное движение

Вместе с тем занятие, построенное на основе жестово-образных игр, не страдает заорганизованностью. На одном и том же материале дети имеют возможность проявлять свои «неудобные» для окружающих особенности и темперамент, а педагог — с помощью того же материала — учитывать и корректировать их у каждого. И все это без организационно-дисциплинарного напряжения в силу особенностей жестово-образных

27

игр, а именно увлекательного сюжета, учета двигательных потребностей и отсутствия директивного воздействия детей на них.

Таким образом, одни и те же сенсорно-двигательные игры оказывают целительное, корректирующее воздействие на детей с особенностями развития: робкому, малоподвижному, заторможенному помогают пробудиться и раскрыться, а расторможенному, невнимательному, агрессивному — овладеть собой.

По содержанию и степени близости к жизненному опыту ребенка жестово-образные игры можно разделить на два вида и, соответственно, на два этапа их предъявления (разделение условное). Первый вид и, соответственно, первый этап мы назовем жестовым по признаку почти полного отсутствия отвлеченных образов. Игры эти связаны с повседневной жизнью малыша или с текущим временем года — отображают погодные явления, быт человека и жизнь ближайших знакомых. Второй вид и, соответственно, второй этап обозначим как жестово-образный, поскольку он богат образами, отдаленными от повседневных переживаний детей. Имеются в виду социально ориентированные игры, отображающие события жизни человека в социуме как в домашней хозяйственной сфере, так и в разных профессиях, а также обобщенные образы природных явлений текущего сезона.

Первый вид жестово-образных игр универсален — подходит детям раннего, младшего и среднего дошкольного возраста. Все зависит от заложенных в их основу образов, характера и сложности движений, временно́го объема игры. Второй вид, особенно на тему, связанную с профессиями, в силу своей специфики и возрастных особенностей адресован дошкольникам среднего и старшего возраста. Разумеется, игры могут быть и комбинированными, сочетаться с тактильными (см.: Дошкольное воспитание. 2010. № 8), иметь варианты упрощения и усложнения в соответствии с возрастом и актуальным опытом детей конкретной группы.

Вниманию читателей предлагаем несколько жестовых игр, адресованы они детям 2—4 лет. В зависимости от зрелости их внимания и поставленных задач занятие может продолжаться от 10 до 15—18 минут (в группах среднего и старшего дошкольного возраста до 25 минут). Отметим: за это время дети не устают в силу динамичности игры, чередования концентрации внимания и расслабления, интенсивного движения и покоя, наличия сюжета, адекватного возрасту и опыту. Более того, благодаря правилам, охватывающим противоположные действия (движение крупное и мелкое, широкий диапазон активности вплоть до полного покоя, изменение характера и направления движений, жестов и т. п.), ребенок наполняется силами, весьма интенсивно воспринимает самого себя в движении, что важно для развития пространственного образа себя. Вместе с тем он реализуется как творец яркой, насыщенной красками реальности. Подражание в данном случае не просто копирование, уподобление, оно еще обретает особый смысл. С одной стороны, становится каналом для воссоединения ребенка с самим собой (в переживании собственного двигательно-пространственного образа), а с другой — каналом для эмоционально-образного воссоединения с отображаемыми жизненными явлениями.

Такому процессу более всего способствует определенная композиция — зачин, развитие, кульминация и завершение. В этом и кроется своеобразие жестово-образных игр, их значительный развивающий потенциал, а творческий подход, актерское и педагогическое мастерство ведущего обеспечивают детям длительную концентрацию внимания, активное участие и значительный развивающий потенциал.

Желательно, чтобы на первых порах педагог разыгрывал лишь фрагмент игры. Развивать сюжет, насыщая его новыми элементами, возможно только после двух-трех занятий. На протяжении освоения игры педагог может вводить новые части, а уже освоенные или неактуальные не использовать. Может дополнять игру более сложными вариациями жестов, вводить какие-то новые элементы.

Достоинство предложенных игр в том, что они не отличаются статичностью, неизменностью. У педагога есть возможность найти или придумать нечто свое.

28

«Осенняя прогулка»

(для детей 2—5 лет)

Значение игры. Ребенок в ходе игры учится сохранять равновесие, управлять своим шагом, чувствовать состояние ног как в движении, так и в покое. Ощущение тяжести и легкости шага позволяет управлять величиной и скоростью. Своевременное чередование — шаг, бег, подпрыгивание — концентрирует внимание детей на движениях, развивает произвольность. В ходе игры дети учатся согласовывать свои движения и оказывать друг другу помощь. Игра способствует восприятию пространства тела и пространства окружения, развивает умение сохранять равновесие во вращении, находить баланс в движении (разгон — замедление).

Материал. Блюдо или корзинка, наполненные осенними листьями клена (чем разнообразнее их окраска, тем лучше; если листья мокрые, не следует их сушить — это дополнительное сенсорное воздействие), лоскут однотонной ткани (1.5х2 м), например льняная скатерть, под которой можно спрятаться.

Ход игры

Первый фрагмент. Образуется круг. Началом может служить тактильная «Игра-одевание» (см.: Дошкольное воспитание. 2010. № 8). Далее следует подвижная часть.

1. Маленькие ножки шли по дорожке (на каждый слог передвигаемся короткими шагами, 2 раза).

2. Большие ноги шагали по дороге (на каждое слово большой шаг).

3. Бежали по лесочку (останавливаемся и поворачиваемся лицом к центру круга).

4. Скакали по кочкам (прыгаем на месте или в боковом направлении, 2—3 раза).

5. Прибежали во лесок. Ой! (Встаем на одну ногу, вторую подгибаем.)

Потеряли сапожок (сохраняем равновесие),

Потеряли, потеряли, потеряли сапожок.

6. Заглянули под пенек (опускаем глаза, смотрим вниз).

Вот он, вот он, сапожок! (Радостно крутим перед собой ножкой.)

Действие повторяется 2 раза от слов «Маленькие ножки шли по дорожке» до слов «Вот он, вот он, сапожок!».

7. Быстрые ножки бежали по дорожке.

Второй фрагмент (автор Л. Ершова).

8. Шли-шли-шли и в большой лес пришли (расходимся широким кругом, держась за руки).

Мы пришли в осенний лес,
Полный сказочных чудес.
Сколько листьев расписных,
Красных, желтых, золотых!

9. Листик для Маши, листик для Саши и т. д. (каждый ребенок получает по листику; желательно, чтобы он мог его рассмотреть, провести пальцем по «дорожкам»-прожилкам, пятнышкам и др.).

10. Листиком помашем, листиком помашем (действия по тексту, под простую мелодию).

Красный, желтый, золотой,
Как красив ты, лист резной!

11. С листиком попляшем,
С листиком попляшем (кружимся).
Красный, желтый, золотой
Вьется листик надо мной.

12. Вот листочки высоко (вытягиваемся максимально).

Вот листочки низко (приседаем и листочками по полу шуршим, 2 раза).

Вот листочек далеко (откладываем листочек в сторону, подальше от центра круга).

Вот листочек близко (прижимаем листочек к груди, 2 раза).

13. Но тут налетел ветерок и подул на листок: «Фф-фф, фф-фф» (выразительно дуем на листок, длительно выдыхая).

14. Листочки полетели-полетели-полетели (кружимся вслед за листочками).

И на землю сели (приседаем, пауза, полная остановка, 1—2 раза).

15. Листочки закружились-закружились (побежали вслед за листочками по кругу)

И остановились (приседаем, пауза, полная остановка).

16. Пришел дворник, в кучу листики собрал (ведущий кладет свой листок в середину круга, туда же кладут свои листочки и дети. Затем все собранное перекладывается в корзинку).

В дождливую погоду игру можно продолжить следующим фрагментом.

17. Солнышко ясное по небу ходило (ведем хоровод, напевая несложный мотив).

Солнышко ясное все лето светило.

18. А осень настала (останавливаемся, поворачиваясь к центру).

29

19. Светить перестало (приседаем на корточки).

20. Спряталось от нас. Где оно сейчас? (Наклоняемся к коленям, прикрыв голову руками.)

Отдыхает от забот (пауза в покое, замираем на 10—20 секунд),

Пока дождик льет и льет.

Пункты 17—20 повторить.

21. Кап-кап-кап-кап! (Очень медленно и тихо постукиваем по очереди указательными пальцами левой и правой руки.)

Дождик, дождик, кап-кап-кап! (Увеличиваем темп и громкость.)

Ты не капай сильно так.

22. Дождик-дождик льется (всеми пальцами стучим, чередуя правую и левую руки),

В руки не дается.

23. Дождик-дождик-дождик льет (ладонями поочередно, громко хлопаем по полу)

И гулять нам не дает.

24. Очень мокро под дождем! (Прекращаем стук.)

Побежим скорее в дом! (Растягиваем ткань — это крыша. Под ней прячутся и ведущий, и дети. «Слушаем» тишину.)

Вот и дождик прошел, можно пойти гулять, прыгать, бегать и скакать!

Примечание. Игру можно закончить свободным бегом по скамейкам-мостикам, мешочкам-кочкам; под мостиками и кочками расстелить лоскуты серо-голубой ткани (лужи и ручьи). Ходить так, чтобы не «замочить ножки».

«Как на тоненький ледок»

(переработка русской народной песни; для детей от 2,5 лет; для детей 3—4 лет и старше можно объединить с музыкально-ритмическими играми «Зимняя» и «Зайка»)

Значение игры. Игра дает возможность концентрированно пережить границы тела (первая часть), богата сменой ритма и скорости движений, контрастом движения — от интенсивного до полного покоя, контрастом положения тела — от вертикального до горизонтального (вторая часть). Все это способствует развитию произвольного управления собственным движением.

Материал. Бубенчики, нанизанные на цветные ленты, веревки или длинные полосы ткани (для каждой пары).

Ход игры

Первая часть («Одевание») — дети сидят на стульях, затем разыгрывается подвижная часть.

1. Наденем на ножки теплые сапожки.

Этот с правой ножки, этот с левой ножки (плотно гладим ногу от носка к колену).

2. Подтянем штанишки (подтягиваем одежду на поясе).

3. Наденем пальтишки, наденем пальтишки (гладим одну руку от запястья к плечу, затем другую).

4. Пальтишки меховые (обнимаем себя крепко).

5. И шапки пуховые (двумя руками обхватываем головку).

6. И застегнемся:

Вот так, вот так! (Ритмично, по центру груди касаемся тела пальцами, будто отмечаем пуговицы.)

Пуговка к пуговке в ряд.
Что ж, готовы? Это дело!
И пойдем гулять мы смело!

Дети встают, переходят на свободное место, образуя пары. Каждая пара — «лошадка» и «всадник». На «лошадке» (она стоит впереди) «упряжка» с бубенчиками. Лошадка начинает движение медленным шагом, выразительно поднимая колени. В такт ей двигается «всадник». Движения выполняются на мотив русской народной песни.

7. Как на тоненький ледок (идем медленно, высоко поднимаем колени на каждый слог)

Выпал беленький снежок.

8. Выпал беленький снежок (шаг ускоряем),

Ехал Ванечка-дружок.

9. Ехал Ваня, поспешал (подскоки),

Ехал Ваня, поспешал (легкий галоп, с каждым движением интенсивнее),

Ехал Ваня, поспешал.

10. Со добра коня упал (падаем на пол и, лежа, замираем).

11. Он упал и лежит (расслабляемся на 10—30 секунд).

Никто к Ване не бежит.

12. Две подружки увидали (садимся, подставляя ладонь ко лбу, смотрим как бы под козырек),

Прямо к Ване подбежали.

13. На коня Ваню сажали (встаем, берем за уздечку «лошадку»),

В путь-дорогу провожали.

30

Песенка повторяется в более интенсивном исполнении 2—3 раза от слов «Как на тоненький ледок» до слов «В путь-дорогу провожали».

14. Как поедешь ты, Иван (грозим друг другу пальцем в ритме песенки; см. фото 2),

Не смотри по сторонам!

А смотри под ножки (обеими руками указываем под ноги),

На белые дорожки!

Фото 2. Как поедешь ты, Иван, не смотри по сторонам!

«Зимняя»

(музыкально-ритмическая игра для детей 2,5—5 лет)

Значение игры. Соединяет в себе тактильные элементы (особенно в первой части) с различными видами движения. Основной акцент приходится на изменение положения тела из вертикального в горизонтальное, контраст подвижности и неподвижности.

Ход игры

Первая часть («Одевание») — дети сидят на стульях. Игра идет в соответствии с первой частью игры «Как на тоненький ледок».

Вторая часть («Зимняя») — хороводное движение.

Взявшись за руки, дети ведут хоровод, отмечая короткими шагами каждый слог.

1. Маленькие ножки шли по дорожке (идем короткими, частыми шагами).

Большие ноги шагали по дороге (идем большими шагами, отмечая каждое слово, 2 раза).

Скрип-скрип, топ-топ!

2. Провалились мы в сугроб! (Падаем на пол и замираем на 10—20 секунд.)

3. Из сугроба вылезаем (поднимаемся),

И штанишки отряхаем,

И пальтишки отряхаем (энергично отряхиваемся),

Шапки тоже отряхаем.

Путь свой дальше продолжаем.

Повторяем движения от слов «Большие ноги шагали по дороге» до слов «Путь свой дальше продолжаем».

4. А мороз-то крепчает! (Ежимся, будто от холода.)

И за носик кусает,

И за ушки щиплет,

И за щечки кусает (чувствительно пощипываем себя за нос, уши).

В особенно морозную погоду предлагаем разыгрывать следующий фрагмент (творческая переработка Н. Пикулевой, И. Щукиной).

5. Ты, мороз-мороз-мороз (грозим друг другу пальцами в ритме стиха),

Не хватай меня за нос!

Не щипай меня за ушки!

Не кусай меня за щечки!

6. А мороз-то крепчает,

Метель-вьюгу призывает.

7. Вьюжки-вьюжки-вьюжки-вью (вращаем перед собой согнутые в локтях руки).

8. Колотушки колочу (кулачками друг по другу энергично постукиваем),

Заколачиваю, приколачиваю.

Примечания. 1. Громкость и экспрессия декламации доходит до шепота в соответствии с движениями. 2. Упражнение можно повторить несколько раз, увеличивая и уменьшая амплитуду движений, например широко вращать выпрямленными руками, хлопать себя по коленям, кружиться, топая ногами. Закончить игру постукиванием указательными пальцами.

Игру «Зайка» можно продолжить, разыграв «лесной» фрагмент (инсценировка литовской народной песни).

1. А в лесу под елкой сидит зайка (присаживаемся, выразительно двигая ладошками),

А в лесу под елкой сидит зайка.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/DV102010/AJo-025.htm