Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Описание
Ахутина Т. В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л. С. Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14 «Психология». — 1994. — № 4. — С. 44—51. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=392675.
Аннотация:
Автор обсуждает проблему структурированности индивидуального лексикона (организацию семантического поля) и выделенности базовых понятий и места первичных понятий в родо-видовых иерархиях. Представлен исторический обзор динамики формирования представлений о базовых понятиях в зарубежных этно- и филологической школах. На базе учения Л. Выготского о том, что система значений закладывается у ребенка на стадии онтогенеза с до-логическим мышлением и в первую очередь усваиваются слова с конкретным, наглядным значением, формируя лабильные связи «слово — обобщенный образ», автор предлагает собственную гипотезу: именно значения первых «приобретенных» ребенком слов выступают в качестве базовых при построении индивидуальных семантических полей. Автор полагает, что первичные детские понятия /слова максимально утилитарны, так как содержат базовые значения. Кроме того, для детского возраста характерно определение истории семантического поля его строением. Первичные понятия составляют исходный центр семантического поля, вокруг которого строится само поле на основании наглядных обобщений. Позднее формирующаяся под влиянием школьного обучения система логических родо-видовых иерархий надстраивается над первой, не отменяя ее. Автор подтверждает представления Л. Выготского и А. Лурии о двойной репрезентации значений слов, обозначающих конкретные предметы: через вербальную систему понятий и через образную систему предметных значений.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 392675
Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VMU041994/APs-044.htm