Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

Проблемы
коммуникативного

поведения
дошкольников


Для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, проблемы. Одни проблемы уходят с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.

Специалисты все чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т. д. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Необходимость налаживания психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям послужила основанием для развертывания нового, коррекционного направления в дошкольном образовании.

В настоящее время разработаны достаточно действенные методы выявления отклонений в развитии у детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Однако их применение эффективно в тех случаях, когда отклонения в развитии ребенка очевидны и родители, как правило, рано обращаются к специалистам.

Если же детские проблемы внешне малозаметны, "не бросаются в глаза", то они долго остаются скрытыми и своевременно не подвергаются коррекции. Вместе с тем разрушительное, деструктивное влияние этих "незаметных" факторов на психическое развитие ребенка достаточно опасно. Без своевременной коррекции могут сформироваться стойкие отклонения, которые с началом школьного обучения нередко становятся причиной школьной дезадаптации.

Кроме того, отстающий в развитии ребенок попадает в систему специфических межличностных отношений, что порождает у него чувство неуверенности, "ожидания неуспеха". Это может вызвать искажение процесса формирования "образа Я", то есть уже в дошкольном возрасте привести к отклонениям в развитии личности.

Причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии, могут быть разными. Одна из самых существенных — нарушение состояния здоровья ребенка: наличие легкой органической симптоматики, функциональных расстройств, длительных соматических заболеваний и пр. (биологический фактор развития).

Однако недостаточно быть только физически здоровым. Ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития). В последние годы, несмотря на увеличение информационного потока, на достижения науки и техники, стало распространенным явление, известное под названием "педагогическая запущенность". Причем педагогически запущенные дети часто имеют обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но при этом налицо выраженный содержательный дефицит детско-родительских отношений.

Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребенка, выделяют и третью причину, которая заключается в существенном снижении психологической активности детей (эмоциональной, двигательной,

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/RvDS012003/GPK-019.HTM
Описание
Гаврилушкина О. П. Проблемы коммуникативного поведения дошкольников // Ребенок в детском саду. — 2003. — № 1. — С. 19—26. — URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=90339.
Аннотация:
В статье отмечается увеличение числа дошкольников с трудностями в обучении, а также указывается на низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. Автор приводит причины, порождающие такое неблагополучие в психическом развитии дошкольников, и дает рекомендации по организации коррекционной работы в этом направлении.
 • Открыть карточку в Электронном каталоге: 90339
Перейти на страницу
Произведение расположено на страницах 20–25
Перейти на страницу:
Распечатать со страницы
Произведение расположено на страницах 20–25
Перечислите необходимые страницы и диапазоны страниц через запятую. Диапазон страниц обозначается первой и последней страницами диапазона через дефис. Если результирующий набор страниц превышает 10% документа, то лишние страницы отбросятся
С какой страницы распечатать: