Т. А. Басилова Н. А. Александрова
КАК ПОМОЧЬ
МАЛЫШУ
со сложным
нарушением
развития
Пособие для родителей
Рекомендовано Учёным советом ГНУ
«Институт коррекционной педагогики
Российской академии образования»
Москва
«Просвещение»
2008
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Басилова, Александрова. Как помочь малышу со сложным нарушением развития | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
Т. А. Басилова Н. А. Александрова
КАК ПОМОЧЬ
МАЛЫШУ
со сложным
нарушением
развития
Пособие для родителей
Рекомендовано Учёным советом ГНУ
«Институт коррекционной педагогики
Российской академии образования»
Москва
«Просвещение»
2008
УДКM | 376 |
Басилова Т. А. | ||
Б27 | Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. — М.: Просвещение, 2008. — 111 с. — ISBN 978-5-09-016587-7. | |
В пособии рассматриваются вопросы медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Авторы в доступной форме излагают причины, приводящие к сложным и множественным нарушениям, предлагают простые и эффективные рекомендации по оценке состояния таких детей и занятиям с детьми дома силами родителей. Пособие в первую очередь адресовано родителям, но может с успехом использоваться и специалистами. | ||
УДК 376 | ||
ISBN 978-5-09-016587-7 | © Издательство «Просвещение», 2008 © Художественное оформление. |
СОДЕРЖАНИЕ
5 | От авторов |
10 | Ситуация в семье больного ребенка |
20 | Сложное нарушение развития — что это такое? |
24 | Почему важно знать причины сложного нарушения развития у ребенка |
● Трудности установления диагноза сложного нарушения в раннем возрасте | |
● Современное понимание причин нарушений психического развития у детей | |
● О наследственных формах сложного нарушения развития | |
● Экзогенно обусловленные множественные нарушения | |
● Распространенность сложных нарушений | |
● Группа риска по множественному дефекту | |
57 | О необходимости комплексного обследования детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями развития |
● Клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста | |
65 | Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в семье (глава написана совместно с О. А. Копыл) |
● Этапы психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с врожденными множественными нарушениями |
72 | Содержание и методы индивидуальной работы с ребенком, имеющим сложное нарушение (глава написана совместно с О. А. Копыл) |
● Формирование здоровых телесных ощущений как основы эмоционального контакта ребенка со взрослым. Развитие тактильного чувства | |
● Развитие движений | |
● Развитие зрительного и слухового восприятия | |
● Развитие предметных действий | |
● Развитие средств общения | |
● Развитие наблюдения и игры | |
85 | Особенности медицинского сопровождения детей со сложными нарушениями развития |
89 | Послесловие |
92 | Приложение 1. Режимные моменты, игры и упражнения (написано совместно с О. А. Копыл) |
101 | Приложение 2. Лечебные процедуры в домашних условиях |
106 | Приложение 3. Словарь терминов |
110 | Литература |
ОТ АВТОРОВ
Дорогие читатели! Эта книга адресована тем, кто заботится о детях с тяжелыми и сложными нарушениями развития. Дети со сложными, комплексными нарушениями представляют очень разнородную группу по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Это обусловлено тем, что у каждого такого ребенка особым образом могут сочетаться нарушения разных функций, возникшие в разное время и по-разному выраженные.
Долгое время было принято разделять детей с нарушениями развития по условно изолированному нарушению: на имеющих только нарушение слуха (глухих и тугоухих) или только нарушение зрения (слепых и слабовидящих), на страдающих только умственной отсталостью, только нарушением опорно-двигательного аппарата, речи и пр. Для детей с такими нарушениями сначала создавались специальные школы, а потом стали открывать и дошкольные учреждения. В более сложных ситуациях дети признавались не подлежащими обучению в школах или необучаемыми. Только один вид сложного нарушения — слепоглухота — давно привлекал внимание специалистов. Но это были очень редкие случаи индивидуального обучения.
По мере становления и совершенствования системы специального образования складывался опыт воспитания и обучения, а значит, и изучения таких детей. Постепенно обнаруживалось, что не все дети в специальных школах могут успешно усваивать программу обучения из-за имеющихся у них дополнительных нарушений. Так появились классы для детей с легкой умственной отсталостью в школах для детей с нарушением слуха, зрения, двигательными нарушениями. Со временем выяснилось, что все большее число учащихся специальных учебных учреждений имеют не единичный, а сложный дефект и требуют особых, индивидуальных условий обучения. Принятый в нашей стране вслед за странами Запада закон «Об образовании» признал на государственном уровне право всех детей на образование. Дети, которых еще совсем недавно было принято относить к необучаемым, все чаще стали попадать в учреждения системы образования. Стали оказывать образовательные услуги и так называемые только воспитательные учреждения (системы здравоохранения и социальной защиты). Все это привело к лучшему изучению детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития, а значит, и к их лучшему развитию.
Опыт показывает, что необучаемых детей нет, что можно и нужно учить и воспитывать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Результаты воспитания и обучения зависят от состояния здоровья ребенка и его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого.
При сравнительно легких нарушениях возможно достичь самостоятельности, значительной включенности детей в общую, обычную жизнь. При более глубоких нарушениях дети будут всю жизнь нуждаться в помощи и контроле со стороны окружающих. Однако у каждого малыша есть возможности развития, и мы не можем предсказать, каким будет ребенок через несколько лет, а то и месяцев. Порой приходится только удивляться тем успехам, каких мы и не ждали.
• Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология → Медицинская психология