Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Т. А. Басилова Н. А. Александрова

КАК ПОМОЧЬ
МАЛЫШУ
со сложным
нарушением
развития

Пособие для родителей

Рекомендовано Учёным советом ГНУ
«Институт коррекционной педагогики
Российской академии образования»

Москва
«Просвещение»
2008

2

УДКM
ББК

376
74.3
Б27

 

 

 

Басилова Т. А.

Б27

Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. — М.: Просвещение, 2008. — 111 с. — ISBN 978-5-09-016587-7.

В пособии рассматриваются вопросы медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста. Авторы в доступной форме излагают причины, приводящие к сложным и множественным нарушениям, предлагают простые и эффективные рекомендации по оценке состояния таких детей и занятиям с детьми дома силами родителей.

Пособие в первую очередь адресовано родителям, но может с успехом использоваться и специалистами.

 

УДК 376
ББК 74.3

ISBN 978-5-09-016587-7

© Издательство «Просвещение», 2008

© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2008
Все права защищены

3

СОДЕРЖАНИЕ

 

5

От авторов

10

Ситуация в семье больного ребенка

20

Сложное нарушение развития — что это такое?

24

Почему важно знать причины сложного нарушения развития у ребенка

● Трудности установления диагноза сложного нарушения в раннем возрасте

● Современное понимание причин нарушений психического развития у детей

● О наследственных формах сложного нарушения развития

● Экзогенно обусловленные множественные нарушения

● Распространенность сложных нарушений

● Группа риска по множественному дефекту

57

О необходимости комплексного обследования детей раннего возраста с тяжелыми нарушениями развития

● Клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста

65

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в семье (глава написана совместно с О. А. Копыл)

● Этапы психолого-педагогического сопровождения семьи, имеющей ребенка с врожденными множественными нарушениями

4

72

Содержание и методы индивидуальной работы с ребенком, имеющим сложное нарушение (глава написана совместно с О. А. Копыл)

● Формирование здоровых телесных ощущений как основы эмоционального контакта ребенка со взрослым. Развитие тактильного чувства

● Развитие движений

● Развитие зрительного и слухового восприятия

● Развитие предметных действий

● Развитие средств общения

● Развитие наблюдения и игры

85

Особенности медицинского сопровождения детей со сложными нарушениями развития

89

Послесловие

92

Приложение 1. Режимные моменты, игры и упражнения (написано совместно с О. А. Копыл)

101

Приложение 2. Лечебные процедуры в домашних условиях

106

Приложение 3. Словарь терминов

110

Литература

5

ОТ АВТОРОВ

Дорогие читатели! Эта книга адресована тем, кто заботится о детях с тяжелыми и сложными нарушениями развития. Дети со сложными, комплексными нарушениями представляют очень разнородную группу по своим сенсорным, двигательным, речевым, эмоциональным и интеллектуальным возможностям. Это обусловлено тем, что у каждого такого ребенка особым образом могут сочетаться нарушения разных функций, возникшие в разное время и по-разному выраженные.

Долгое время было принято разделять детей с нарушениями развития по условно изолированному нарушению: на имеющих только нарушение слуха (глухих и тугоухих) или только нарушение зрения (слепых и слабовидящих), на страдающих только умственной отсталостью, только нарушением опорно-двигательного аппарата, речи и пр. Для детей с такими нарушениями сначала создавались специальные школы, а потом стали открывать и дошкольные учреждения. В более сложных ситуациях дети признавались не подлежащими обучению в школах или необучаемыми. Только один вид сложного нарушения — слепоглухота — давно привлекал внимание специалистов. Но это были очень редкие случаи индивидуального обучения.

6

По мере становления и совершенствования системы специального образования складывался опыт воспитания и обучения, а значит, и изучения таких детей. Постепенно обнаруживалось, что не все дети в специальных школах могут успешно усваивать программу обучения из-за имеющихся у них дополнительных нарушений. Так появились классы для детей с легкой умственной отсталостью в школах для детей с нарушением слуха, зрения, двигательными нарушениями. Со временем выяснилось, что все большее число учащихся специальных учебных учреждений имеют не единичный, а сложный дефект и требуют особых, индивидуальных условий обучения. Принятый в нашей стране вслед за странами Запада закон «Об образовании» признал на государственном уровне право всех детей на образование. Дети, которых еще совсем недавно было принято относить к необучаемым, все чаще стали попадать в учреждения системы образования. Стали оказывать образовательные услуги и так называемые только воспитательные учреждения (системы здравоохранения и социальной защиты). Все это привело к лучшему изучению детей с тяжелыми и сложными нарушениями развития, а значит, и к их лучшему развитию.

Опыт показывает, что необучаемых детей нет, что можно и нужно учить и воспитывать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные и часто уникальные возможности. Результаты воспитания и обучения зависят от состояния здоровья ребенка и его активности в освоении окружающего мира, от любви и понимания его проблем со стороны родителей, от своевременности и качества специальной помощи и от многого другого.

При сравнительно легких нарушениях возможно достичь самостоятельности, значительной включенности детей в общую, обычную жизнь. При более глубоких нарушениях дети будут всю жизнь нуждаться в помощи и контроле со стороны окружающих. Однако у каждого малыша есть возможности развития, и мы не можем предсказать, каким будет ребенок через несколько лет, а то и месяцев. Порой приходится только удивляться тем успехам, каких мы и не ждали.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/BKp-2008/BKp-112.htm