Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

119

16. Комплекс методик системы «Диагностика внутреннего конфликта» в образовательном процессе

Система «Диагностика внутреннего конфликта» представляет собой комплекс методик, направленных во взаимодействии на выявление доминирующих ценностей и конфликтов личности, а также способов их эмоциональной переработки, отражающей, в свою очередь, глубокую индивидуальность и специфичность функционирования психологических защит. Первой методикой, благодаря которой автором спустя 10 лет на основании эмпирических исследований данная система была создана, явилась методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) [11, 12]. Первоначальной целью создания этой методики было подтверждение гипотезы диссертационного исследования о том, что больные артериальной эссенциальной гипертензией (психосоматическое заболевание по классификации ВОЗ) обладают достоверно более высоким уровнем рассогласования в мотивационно-личностной сфере по сравнению с больными вторичной почечной симптоматической артериальной гипертонией (непсихосоматическое заболевание) и здоровыми лицами. Последнее, согласно терминологии методики, осуществлялось с помощью сравнительного анализа индекса расхождения «Ценность — Доступность» (RЦ — Д). Проводилось попарное сравнение 12-ти терминальных понятий-ценностей по Рокичу на специальных матрицах регистрационного бланка дважды — по «ценности» и по «доступности». Созданная методика позволила также

120

устанавливать локализацию и выраженность внутренних конфликтов (ВК), распознаваемых как значительное превышение «Ценности» (Ц) над «Доступностью» (Д) в той или иной жизненной сфере, а также внутренних вакуумов (ВВ), имеющих обратное ВК соотношение этих показателей — для внутренних вакуумов Д значительно выше Ц, что часто бывает связано с ощущением внутренней пустоты и никчемности. Позднее было введено понятие «нейтральной зоны» (НЗ), где Ц и Д в достаточной степени совпадают, при этом внутренней дисгармонии в соответствующих сферах не наблюдалось. С помощью самоотчетов испытуемых удалось установить субъективную границу между Ц и Д для ВК, ВВ, и НЗ, она равна 4. То есть, при Ц–Д≥4 отмечался ВК, при Д–Ц≥4 — ВВ и при |Ц–Д|<4 — НЗ, то есть случаи, когда Ц≈Д. Проиллюстрируем это на конкретном примере.

Рис. 1 Пример. Б-ной Ч-ин, 32 года. Диагноз: Впервые возникшая стенокардия. Инфаркт миокарда. По ординате — ранги, по абсциссе — №№ понятий-ценностей.
1. Активная, деятельная жизнь
2. Здоровье (физическое и психическое здоровье)
3. Интересная работа
4. Красота природы и искусства
5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
7. Наличие хороших и верных друзей

121

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)
9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие)
10. Свобода как независимость в поступках и действиях
11. Счастливая семейная жизнь
12. Творчество (возможность творческой деятельности)

Таблица. Итоговые показатели по УСЦД: «Ценность», «Доступность», «Внутренний конфликт», «Внутренний вакуум», «Нейтральная зона».

 

NN понятий-ценностей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. (Ц)

    0

11

  6

  1

9

5

8

  3

6

4

9

4

2. (Д)

  10

  0

  8

10

8

2

2

  9

6

4

5

2

3. (Ц–Д)

–10

11

–2

–9

1

3

6

–6

0

0

4

2

4. ВК/ВВ/НЗ

ВВ

ВК

НЗ

ВВ

НЗ

НЗ

ВК

ВВ

НЗ

НЗ

ВК

НЗ

Пример подсчета RЦ — Д, ∑ВК, ∑ВВ, ∑НЗ (ВК, ВВ, НЗ в составе индекса расхождения RЦ — Д), а также NВК, NВВ, NНЗ (количество ВК, ВВ, НЗ) с помощью представленной выше таблицы итоговых показателей по «Ценности» и «Доступности».

RЦ — Д=(Ц)–(Д)=∑ВК+∑ВВ+∑НЗ=21+25+8=54

Nоб.=NВК+NВВ+NНЗ=3+3+6=12

Методика УСЦД получила за последние годы широкое внедрение в научную практику, применялась при выполнении курсовых, дипломных и диссертационных работ на факультетах психологии в Москве (МГУ, МГСУ, МГУС, МГСА, МГОПУ, МГППУ и др.), Санкт-Петербурге, Новосибирске, Барнауле и других городах. С ее внедрением в практику связаны, в частности, такие направления научных исследований как:

122

диагностика психологической культуры школьников [7]; социальная адаптация подростков в процессе построения жизненной перспективы и оценивания своих субъективных возможностей [8]; вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников [9] (А. Ю. Стойлик, 2004); самосознание подростков при различном восприятии семейной ситуации [4]; влияние внутриличностных конфликтов на эффективность профессиональной деятельности машинистов локомотивов [6]; психотехнология решения проблемных ситуаций [1]; пространственные и временные аспекты жизненного пути северян [5]; мотивация и внутренние конфликты у больных с хроническими соматическими заболеваниями [2]; потребностно-информационный педагогический подход к предупреждению наркозависимости у молодежи [3]; Психологические аспекты эстетического лечения в терапевтической стоматологии [10].

Остановимся далее на остальных методиках системы ДВК, ее общей структуре и функционировании. Система в совокупности включает следующие четыре методики:

— Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах (УСЦД);

— Семь состояний;

— Шкала оценки дискомфорта;

— Свободный выбор ценностей.

Спектр диагностики мотивационно-личностной сферы с помощью предлагаемого комплекса методик следующий:

— Распознавание внутренних конфликтов как расхождений между «ценностью» и «доступностью» с превышением показателя по ценности в одной или нескольких жизненно важных сферах (локализация, выраженность и содержание внутренних конфликтов). Осуществляется с помощью 1-ой методики УСЦД;

123

— Нахождение индекса рассогласования между «ценностью» и «доступностью», являющегося интегральным показателем методики УСЦД;

— Диагностика эмоциональной регуляции внутренних конфликтов и внутренних вакуумов (2-ая методика «Семь состояний»);

— Оценка уровня дискомфорта в целях сопоставления объективно установленного уровня рассогласования в мотивационно-личностной сфере с субъективным ощущением возникающего при этом дискомфорта (3-я методика — «Шкала оценки дискомфорта»);

— Установление «ценностного ядра» с помощью составления индивидуального списка жизненных ценностей при неограниченном их выборе (4-ая методика — «Свободный выбор ценностей»).

К настоящему моменту система применяется в целях личностной психодиагностики, индивидуальной психотерапии и психокоррекции с широким контингентом лиц, нуждающихся в психотерапии внутренних конфликтов.

Литература

1. Авдеев В. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций (в 2-х томах). 5-ое издание. М.: ТООИХЦ «Изограф», 1997. Т. 2. С. 102—114

2. Артемьева Е. Б. Мотивация и внутренние конфликты у больных с хроническими соматическими заболеваниями // Новые методы диагностики в клинической психологии / под ред. Б. А. Маршинина. М.: Академия, 2002. С. 118—132.

3. Зайцев А. Г., Зайцев Г. К. Обоснование эффективности потребностно-информационного педагогического подхода к предупреждению наркозависимости у молодежи. Журн. Вопросы наркологии, 2004. № 3. С. 63—68.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/FCv-2012/FCv-1191.htm