Изменение модели гомосексуальности в психодинамическом подходе
(обзор зарубежных исследований)
С. С. Строкова
аспирант Московского городского психолого-педагогического университета, педагог-психолог Дергаевской СОШ № 23, Москва
Гомосексуальность сейчас не причисляется к психическим расстройствам, но долгое время понималась многими учеными как заболевание. В большинстве своем представители психодинамического подхода придерживались мнения о психопатологическом характере нетрадиционной сексуальной ориентации. Гомосексуальность рассматривалась часто как симптом более обширного психического расстройства, как спутанность идентичности, но с течением времени авторы приходят к тому, что гомосексуальность — это альтернативный, но возможный вид психосексуальной идентичности. В статье прослеживается эволюция модели гомосексуальности в психодинамическом подходе, рассматривается актуальный взгляд на данную проблему, а также обозначаются вопросы, которые поднимают современные исследователи проблемы гомосексуальности.
Ключевые слова: психическое расстройство; психоанализ; психодинамический подход; сексуальная ориентация; гомосексуальность.
Введение
О существовании однополых контактов упоминается в самых первых рукописях на Земле, по свидетельству историка общества Верна Булло, большая часть доисторических и современных западных обществ полностью отрицали гомосексуальные контакты, которые рассматривались как неестественные, греховные, неправильные и даже криминальные [5]. Убеждение, что гомосексуалы являются психически больными или что гомосексуальность — это симптом более обширного ментального заболевания, вплоть до недавнего времени серьезно бытовало в научном мире. Научный интерес к проблеме гомосексуальности не остывает, но изменился взгляд на нее в научном сообществе. На данный момент актуальным являются вопросы, какие факторы повлияли на изменение и развитие взгляда на данную проблематику, на основе каких исследований строится сегодняшнее понимание гомосексуальности.
В данной статье мы проследим, каким образом рассмотрение гомосексуальности перестает связываться с обязательным психическим расстройством, а фокус исследователей сдвигается с проблемы патогенности гомосексуальности на проблемы, связанные с восприятием в обществе данного феномена.
Во время активного обсуждения данной проблемы на западе в начале 70-х гг. некоторые психологи выступали за новый взгляд на проблему гомосексуальности, позволяющий не относить гомосексуальность
к психическим расстройствам, но многие все же боролись за сохранение традиционной позиции. Чаще всего среди последних были представители психоаналитического течения. Множество факторов могло этому способствовать. Во-первых, исследование гомосексуальности в качестве приобретенной, непатологической черты предполагает изучение прежде всего гомосексуального поведения, вопросов адаптации, среды — нетипичных для психоаналитиков вопросов.
Во-вторых, исследование определенной научной проблемы требует эмпирического подтверждения теоретических изысканий. А эксперимент как метод зачастую не признавался психоаналитиками, так как отражал знание поверхностное и бессмысленное, поскольку внешнее поведение человека не отражает его внутреннего мира, которому в психоанализе отдается приоритет.
Кроме того, существуют очевидные методологические различия между экспериментом вне и в рамках психоаналитической позиции. Теоретические работы психоаналитиков часто являлись побочным продуктом клинического взаимодействия терапевта и пациента. Такие исследования не ставили в приоритет строгость методологии. Для данных экспериментов были характерны анализ единичных случаев из практики психоаналитиков, отсутствие строгой терминологии, неудачные первичные гипотезы, тенденция к смешиванию гендерной идентичности и сексуальной ориентации и т. д.
Тем не менее, изучение гомосексуальности как социального, психологического и биологического феномена было интересно западным ученым как минимум с XIX века. Сам термин «гомосексуальность» появляется впервые в 1869 году в двух правовых брошюрах, написанных доктором Карлом Марией Кертбени.
Дальнейшие исследования гомосексуальности можно условно разделить на три группы: 1. Рассматривающие гомосексуальность как психическую болезнь; 2. Рассматривающие гомосексуальность как приобретенную патологию сексуальности в основном вследствие специфических отношений в родительской семье; 3. Непатологизирующие гомосексуальность, рассматривающие ее как возможное проявление нормы.
В наше время взгляд общества на проблематику гомосексуальности неоднозначен. Но в данный момент существует тенденция к переходу от понимания гомосексуальности как заболевания к принятию того, что гомосексуальность представляет собой альтернативный, но приемлемый стиль жизни. Такую эволюцию модели гомосексуальности можно проследить и в научном мире.
Под гомосексуальностью мы пониманием феномен предпочтения человеком представителей своего пола в качестве сексуального партнера и партнера для построения романтических отношений. Лесбианизмом мы называем женскую гомосексуальность.
Под гетеросексуальностью мы понимаем феномен предпочтения человеком представителей противоположного пола в качестве сексуального партнера и партнера для построения романтических отношений.
Гомосексуальность как болезнь
Изначально в психологических исследованиях гомосексуальность связывалась
с психическим заболеванием либо сама нетрадиционная сексуальность считалась заболеванием.
Deutsch (1944) позиционировала взгляд на гомосексуальность как на патологию в своей работе «О женской гомосексуальности», основывающейся на анализе 11 пациенток-лесбиянок; лесби-анизм расценивается ею как извращенные последствия садистского обращения матери и неадекватного отношения отца. Будущая лесбиянка отвергает отца и трансформирует свою ярость в сексуальные отношения с другими женщинами. По мнению Deutsch, огромным значением для гомосексуальной женщины является желание воссоединиться с доминирующей матерью, привлекательность матери для девочки сильнее биологического стремления к гетеросексуальности.
Fenichel (1945) рассматривает женскую гомосексуальность как болезнь, при которой гомосексуальная женщина идентифицирует себя с отцом.
В 1954 Caprio описывал гомосексуальность как «нарциссическое ответвление от аутоэротизма» [5].
McDougall (1964) видела женскую гомосексуальность как патологическое проигрывание симбиотической привязанности к матери в детстве.
Elaine Siegel (1988) проанализировала 11 пациенток и пришла к выводу, что женская гомосексуальность — это симптом сильной психопаталогии.
Socarides (1978) также считал гомосексуальность симптомом более общего психического заболевания, хотя и признавал влияние семейной системы на сексуальные особенности человека. Его основной вклад в психоаналитическую теорию гомосексуальности заключается в предположении, что нарушения закладываются скорее в возрасте до эдипового комплекса. Согласно Socarides, почти половина людей, практикующих однополые контакты, имеют сопутствующую шизофрению, паранойю, латентную псевдоневротическую шизофрению или биполярное расстройство личности.
Ядром модели гомосексуальности для Socarides является страдание от спутанной или дефективной гендерной идентичности. Это предположение исходит из еще более общей гипотезы, что гомосексуальность — расстройство, возникающее в возрасте до появления эдипова комплекса, ведущее к сознательному или бессознательному желанию быть представителем противоположного пола во взрослом возрасте.
Поскольку Socarides не смог подкрепить свою теорию какими-либо строгими эмпирическими данными, сложно говорить о валидности его теории. Если истинно его основное предположение о фиксации и патологизации периода до-эдипового комплекса, то надо ожидать чрезвычайно нарциссичного, мазохистского пограничного психопатологического состояния у мужчин-геев. Но существуют доказательства, опровергающие такое положение (Hooker 1967; DHEW, 1972; Saghir & Robins 1973; Siegelman 1974, 1981; Clark, 1975). Socarides говорит о глубоких нарушениях гендерной идентичности в детском возрасте, которые предполагают будущую гомосексуальность мальчиков, но это напрямую не выводится из исследования, а является лишь предположением автора. Хотя большая часть молодых людей с диагностированными нарушениями гендерной идентичности скорее всего обретут нетрадиционную сексуальную ориентацию,
будучи взрослыми (Green 1985; Money & Russo, 1979; Zuger, 1984), но это чрезвычайно малочисленная подгруппа не включает в себя большинство гомосексуального мужского населения. Большая часть взрослых геев не имели стойкой чрезмерной феминности в детском возрасте (Bieber et al. 1962; Saghir & Robins 1973; Friedman & Stern 1980; Bell, Weinberg & Hammersmith 1981; Coates).
Предположение о спутанности гендерной идентичности у гомосексуалов также эмпирически не находит подтверждения. Hassel & Smith (1975) провели рисуночный тест «Нарисуй человека» (Draw-A-Person, DAP) и проверочный список определений (Adjective Check List, ACL). Анализ 24 шкал теста ACL не показал спутанной гендерной идентичности.
В целом, убеждения в том, что гомосексуальность — это особая болезнь, связанная с определенными симптомами; или, наоборот, что гомосексуальность — это симптом более общего психического заболевания, остаются на уровне предположений и не имеют эмпирического подтверждения.
Система семейных отношений как фактор развития гомосексуальности
Наиболее популярной в среде психоаналитиков и представителей психодинамического подхода является мысль о том, что определенные факторы семейного воспитания являются наиболее значимыми для развития сексуальности. Придается особое значение прохождение Эдиповой фазы, которую вслед за З. Фрейдом выделяют психоаналитики.
Впервые гомосексуальность трактуется как следствие определенной модели семейных отношений Зигмундом Фрейдом. Также в его работах косвенно и прямо выражается мысль о том, что культурные нормы определяют нормы психического здоровья и сексуального поведения в зависимости от исторических факторов.
Начиная с его работы 1905 года «Три эссе о теории сексуальности», Фрейд различает извращение как «искажение» (perversion) и как «обратная перестановка, прямо-пропорциональное изменение» (inversion) — термин, который он часто использовал по отношению к гомосексуальности. Это разграничение он подчеркивал в 1905 году и сохранял в своей работе 1919 года «Ребенок, которого бьют» («A child is being beaten»), предполагая, что гомосексуальность не обязательно должна связываться с психопаталогией. В «Трех эссе» Фрейд различает три основных типа извращений: абсолютное или всепоглощающее; амфигенетическое или притягательность обоих полов; и случайное, т. е. прежде всего человека в сексуальном плане привлекают представители противоположного пола, но в определенных ситуациях для него возможно достижение удовлетворения с партнерами своего пола. Фрейд утверждал, что мы всегда имеем дело со смешанными типами [6].
Для Фрейда гомосексуальность не была чистым извращением, а лишь отклонением от нормального развития. В своей работе «Ребенок, которого бьют» («A child is being beaten») Freud пишет: «Сексуальные отклонения у взрослых... обнаруживают застревание на определенной стадии детского развития,» (Freud, 1919).
Работа Ирвинга Бибера «Гомосексуальность» («Homosexuality», 1962) была основана на исследовании, спонсированном
Нью-Йоркским обществом медицинских психоаналитиков. Это исследование проводилось под руководством 77 терапевтов, у которых были пациенты, являющиеся гомосексуалами. Психоаналитики заполняли опросник, состоявший из 450 вопросов, касательно всех своих пациентов (включая гетеросексуальных, которые считались группой сравнения). В итоге группа гомосексуалистов состояла из 106 мужчин (30 из которых были далее классифицированы как бисексуалы), а группа сравнения состояла из 100 мужчин. Бибер обращается к анализу семьи гомосексуала: «Наше исследование обнаруживает присутствие патологической связи родитель-ребенок и особый жизненный опыт в раннем возрасте как причину развития гомосексуальности на выходе» [10, с. 172]. Экспериментальные данные действительно подтверждают большую степень влияния специфических взаимодействий мать-отец-сын. «Треугольная семейная система» ведет к гомосексуальности. По мнению Бибера, классической моделью развития гомосексуальности является ситуация, когда мать «привязывает» ребенка к себе, доминирует, минимизирует контакты с отцом, который как бы отделен от семейной системы. Проявление любви к сыну больше, чем к мужу, и страх, что сын оставит ее, приводит к тому, что мать старается подавить стремление сына к независимости и тем самым разрушает возможность его автономного поведения, а также отношения ребенка с отцом. Отец не может удовлетворить потребность сына в близости с ним, транслировать здоровую модель мужской идентичности и, что, может, даже важнее, вмешаться в патологическую связь матери и сына. Во время эдиповой фазы развития, когда у «нормальных» детей начинает проявляться гетеросексуальность, возможно, гомосексуальные мальчики находятся в «невыносимом конфликте»: женские гениталии начинают идентифицироваться с опасностью взаимодействия с матерью, и гетеросексуальное поведение начинает восприниматься как вред. И отец не может вмешаться и оказать мальчику психологическую помощь. Гетеросексуальность уходит «в подполье» и становится латентной.
Работа Бибера неоднократно подвергалась критике, во-первых, за выборку, состоящую лишь из пациентов психоаналитиков. Во-вторых, клинические психологи заполняли опросники исходя из собственных умозаключений и руководствовались уже собственными установками на основе предположений аналитического сообщества под руководством Бибера. В-третьих, хотя Бибер и коллеги описывали треугольную семейную систему как «классическую» модель для развития гомосексуальности, только 30 респондентов-гомосексуалов происходили из такой семьи, а 76 мужчин не имели такой семейной системы. Кроме того, 11 пациентов традиционной сексуальной ориентации из сравнительной группы росли в «классической» семье, «взращивающей гомосексуалов». В-четвертых, респонденты могли бояться осуждения своего аналитика и выдавать социально желаемые ответы. В-пятых, Бибер и коллеги не делали попыток отследить во времени успешность лечения, его фаз и т. д.
Еще одно ограничение такого рода ретроспективных исследований в сложности определения, что есть причина, а что — следствие. Бибер и коллеги уверенно предполагали, что, к примеру, отвержение отцом сына было главным причинным
фактором в последующей гомосексуальности сына. Но гомосексуальный мальчик мог бы показать разные типы поведения, которые отец не понимал и не поддерживал, например, выраженную изнеженность, меньший интерес к грубым играм и борьбе, а также другим видам проявления «мужского» поведения. Кроме того, отец мог бы также отвернуться от своего гомосексуального сына благодаря личным разочарованиям, не зависящим от поведения сына.
Также и близкое «привязывание» матерью сына может иметь более сложную структуру, чем кажется на первый взгляд. На самом деле, мать может показывать близкое и, возможно, излишне защищающее отношение с потенциально гомосексуальным сыном благодаря его социальному поведению, он мог уже быть в какой-то степени «другим» — то слово, которое взрослые гомосексуалы часто применяют для описания собственных ощущений в детском возрасте. Отрешение отца от сына может «заставить» мать быть ближе к сыну, чтобы сын был, по крайней мере, вообще не отрезан от семейных связей.
Попытки проведения аналогичных экспериментов не дают возможности сделать однозначные выводы. Evans (1969) изучал 43 гомосексуальных и 142 гетеросексуальных мужчины из района Лос Анджелеса. Каждый испытуемый заполнял опросник, состоявший из 27 вопросов, который был составлен на основе опросника, использованного Бибером. Evans заключает, что результаты, полученные в данном исследовании, близки к полученным Бибером, но они не подтверждают и не отрицают его выводы.
Apperson и McAdoo (1968) изучали 22 гетеросексуальных и 22 гомосексуальных мужчины. По шкале измерения «восприятия родительского поведения» гомосексуалы описывали своих отцов как более критичных, нетерпеливых и отрешенных от воспитания, чем мужчины-гетеросексуалы.
Snotum и коллеги в 1969 г. переделали опросник Бибера в тест, который заполняется самими испытуемыми. 46 мужчин-гомосексуалов сравнивали с двумя контрольными группами гетеросексуалов. Результаты по тестам получились неоднозначными, тем не менее, авторы находят в них подтверждение «треугольной семейной системы».
Bene в 1965 г. проводил исследование на выборке, состоящей из 83 гомосексуалов и 84 гетеросексуалов, испытуемые заполняли опросник, направленный на изучение отношений в родительской семье. Гомосексуалы отмечали более конфликтные отношения с отцом, чем гетеросексуалы; но не было значимых различий между двумя группами в описании матерей, не считая тенденцию гомосексуалов характеризовать мать как «вечно недовольную». Точно также Evans (1969) и Bene не смогли аргументировать идею о психопаталогических отношениях в семье о как причине гомосексуальности. Кроме того, выборку нельзя считать чистой, так как в нее входили только мужчины.
Bell, Weinberg и Hammersmith (1981) провели большое исследование сексуальной ориентации в районе Сан Франциско между 1969 и 1979 гг. Их выборка состояла из 979 гомосексуальных и 477 гетеросексуальных мужчин и женщин. Испытуемые были подобраны по возрасту, занятости, уровню образования, расе и религиозным взглядам. Хотя различия между гомосексуальной и гетеросексуальной