1 На правах рукописи
Евдокимова Наталья Владимировна
«Управление учреждением на основе ценностной парадигмы»
Направление: 081100.68 государственное и муниципальное управление
АВТОРЕФЕРАТ
выпускной квалификационной работы на соискание академической степени
магистра менеджмента
Научный руководитель | Ковтунович М. Г. |
| 23 мая 2014 г. |
| |
| |
Магистрант | Евдокимова М. В. |
| 23 мая 2014 г. |
Москва, 2014
2Работа выполнена на кафедре организационной и экономической психологии ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Научный руководитель — Ковтунович Марина Георгиевна,
кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры организационной и экономической психологии
Официальные оппоненты — Николаева Алла Алексеевна,
кандидат социологических наук
Рецензент — Жариков Валерий Викторович,
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «Менеджер организации» ФГБОУВПО Московский государственный гуманитарно — экономический университет
Защита состоится 29 мая 2014 г.
на факультете «Государственное и муниципальное управление» ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Автореферат зарегистрирован в Фундаментальной библиотеке
ГБОУ ВПО МГППУ «____» ___________ 2014 г.
3 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования
В наше время перемен изменения социально-психологической сферы человека связанны с общими изменениями социально-экономической среды. Человек совершенствует и развивает свою компетентность, выступая субъектом собственного развития. Являясь инструментом реализации поставленных перед субъектом управленческой деятельности профессиональных задач, компетентность, в свою очередь, зависит от состояния внешних условий. Соединительным звеном этих взаимообусловленных процессов становится мотивация, одним из ключевых звеньев которой являются ценностно-смысловые ориентиры. Правильный учет особенностей их образования и проявления важен при построении эффективной системы стимулирования, а также при решении задач подготовки руководителей, владеющих интегрированными знаниями, обладающих высокой общей и профессиональной культурой и конкурентоспособностью.
Важно подчеркнуть, что ценностно-смысловые ориентации личности — одна из важнейших аксиологических проблем, исследуемых на философском, социологическом, психологическом уровнях.
Каждому человеку присущи определенные ценности и мотивы. Создать целостное гармоничное общество можно только, поняв, что же движет индивидом. Благодаря осознанию мотивов поведения человека, станет возможным создание государства, которое станет гармоничным. Имея информацию о ценностях и ценностных ориентирах человека, появится возможность предсказывать его поведение, можно будет составить представление о его мотивациях, предпочтениях, характерных чертах, как личности, руководителе.
Сегодняшнее развитие экономического пространства связано с преобразованием уже существующих моделей управления, значение приобретают поиск новых организационных решений, регулирующих деятельность организаций. Необходимо наполнения ценностным содержанием повседневной реальности так как в новых компаниях становится невозможно сохранять те принципы и модели отношений, которые существовали и раньше. И поэтому тема «управление учреждением на основе ценностной
4парадигмы» актуальна, так как интерес к ценностно-смысловой сфере личности руководителя возрастает с каждым годом, и важна для исследования в сфере управления учреждением.
Цель исследования: изучение влияния ценностной парадигмы на функциональную систему управления учреждением.
Объект исследования: процесс управления государственнымиучреждениями.
Предмет исследования: ценностные парадигмы в управлении учреждением государственной сферы.
Гипотеза исследования сформулирована следующим образом: существует взаимосвязь между эффективностью управления и ценностно-смысловыми ориентациями личности руководителя. При этом преобладает управление организацией руководителями на основе ценностной парадигмы, направленной на ценности общества, ценности организации и личностные ценности сотрудников.
Для доказательства основной гипотезы исследования были выдвинуты дополнительные гипотезы:
1. Управленческий состав имеет сформировавшуюся систему ценностей;
2. Существует взаимосвязь между эффективностью управления и ценностными ориентациями личности руководителя;
3. Наиболее эффективно управление, осуществляемое на основе ценностной парадигмы, направленной на ценности общества, организации и личностные ценности сотрудников.
Под ценностями общества, организации и личностными ценностями сотрудников мы будем понимать прежде всего репутационный уровеньорганизации и удовлетворенность трудом, содержанием и условиями труда сотрудников.
Исходя из поставленной цели исследования, объекта, предмета, гипотезы были определены следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятий «Ценности», «Ценностная парадигма» в рамках управления государственным учреждением, управления кадрами: методологические основы и критерии эффективности управления.
2. Рассмотреть понятие и виды ценностной парадигмы, используемые в методиках управления организациями и эффективные методы управления организацией в современных условиях.
3. Выявить главные критерии оценки эффективности управления, изучить и провести анализ измерения эффективности работы.
4. Провести диагностическое исследование ценностных установок учреждения государственной сферы на выбранной базе исследования;
5. Сделать количественный и качественный анализ результатов проведенного исследования;
56. Представить выводы и методические рекомендации по результатам проведенного исследования.
Методической базой исследования явились следующие психодиагностические метолики и опросник:
— «Морфологический тест жизненных ценностей»В. Ф. Сопова и Л. В. Карпушиной.
— Методика С. Шварца «Изучение ценностей личности».
— Разработанная магистрантом анкета опроса подчиненных об удовлетворении и эффективности выполняемых поставленных задач.
База исследования: Государственное казенное учреждение города Москвы «Пожарно-спасательный центр» (ГКУ «ПСЦ»).
Выборка исследования составила 190 человек работников и управленческого персонала в возрасте от 30 до 65 лет, которые отбирались по стажу работы не мене года, принадлежности к данной структуре, при наличии согласия на участие в исследовании и отсутствии выраженных патологий (соматических и невралгических).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обогащают складывающуюся теорию государственного управления за счёт:
— уточнения научно-педагогического смысла понятия «ценностные основы управления государственными учреждениями»;
— уточнения методологии современного управления государственными учреждениями.
Практическая значимость проводимого исследования связана с возможностью применения полученных результатов при прогнозировании поведенческих аспектов действий и мотивации руководителей учреждения. А также заключается в разработке методического инструментария подготовки руководителей к ценностным основам управления, которые могут быть использованы в практической деятельности управленческих кадров государственных учреждений, при разработке практических занятий в организациях, а так же при проведении исследований в области управления учреждением.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
Труды по теории и практике управления образованием и развитием государственных систем Конаржевский, В. Ю. Кричевский, Г. М. Андреева, А. С. Горшков, В. И. Зверева, Е. И. Казакова, Ю. А., В. С., А. М. Моисеев, М. М. Поташник, В. М. Симонов, П. И., Ковтунович М. Г).
Исследования по проблемам эффективности государственного управления (Г. А. Бордовский, В. А. Кальней, А. А. Нестеров, М. М. Поташник, А. И. Субетто, С. Ю. Трапицын).
Теории взаимосвязи всех структурных элементов ценностно-ориентационной сферы; психологические концепции ценностей и
6ценностных ориентаций исследователей (М. И. Бобнева, Е. А. Борковская, А. И. Донцов, В. А. Ядов, С. Шварц и В. Билски).
Основные положения теории смысла, смыслообразования, описывающие динамику смыслового развития человека (И. В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев). Системный подход, рассматривающий ценностные ориентации как целостную многоуровневую систему (С. Ф. Анисимов, Л. И. Анцыферова, В. В. Белоус, В. П. Зинченко, М. С. Яницкий).
Работы А. А. Бодылева, Е. М. Павлютенкова, в которых ценностные ориентации рассматриваются как важнейший компонент потребностно-мотивационной сферы личности, исследования Ковтунович М. Г., которая связывает ценностные ориентации с формированием мировоззренческого компонента «образа мира» профессионала (Ковтунович, 2007, 2010).
Труды С. Шварца и В. Билски, выдвинувшие гипотезу о том, что ценности имеют «универсальную структуру», которая подходит людям с различной культурой, и по этой гипотезе построившие собственную методику. В. Ф. Сопов и Л. В. Карпушина с помощью своей методики «Морфологический тест жизненных ценностей» исследовали жизненные ценности путем изучения мотивации опрашиваемых.
Достоверность результатов и выводов подтверждается с помощью проведения статистической обработки полученных в результате данных с применением статистического пакета SPSS 16.
Структура и обьем магистерской диссертации представлена: введением, тремя главами, включающими в себя 10 параграфов, 7 таблиц, 14 диаграмм, заключением, библиографией и приложением.