1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ |
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Особенности родительской позиции матерей детей с расстройствами аутистического спектра»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология развития |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Л. Ф. Обухова |
Зав. выпускающей кафедрой | Л. Ф. Обухова |
Руководитель | Н. Н. Авдеева |
Студент | Д. М. Браженкова |
Москва, 2014
2 Общая характеристика исследования
Актуальность темы исследования. В последнее десятилетие исследователями отмечается резкий рост частоты диагностирования у детей расстройств аутистического спектра (РАС). Поэтому изучение различных аспектов этих расстройств становится все более и более актуальным. В том числе одной из важных задач современной психологии стало изучение влияния семьи на ребенка с РАС и самого ребенка — на семью.
В начале изучения РАС выдвигалась теория о том, что это расстройство возникает у ребенка при недостатке заботы со стороны матери [Bettelheim, 1967]. Дальнейшие исследования опровергли эту версию. Тем не менее, независимо от причин возникновения РАС, дальнейшее развитие ребенка, его социализация, реабилитация и успешность терапии, несомненно, зависят от психологического взаимодействия с матерью. Работы Д. Стерна, Мухамедрахимова Р. Ж., Боулби, Лисиной М. И., Авдеевой Н. Н., Мещеряковой С. Ю. и других авторов показывают, от взаимодействия матери и ребенка зависит его социальное, эмоциональное, психическое и личностное развитие. Особенное значение это взаимодействие приобретает для детей с РАС, склонных формировать с матерями стойкую симбиотическую связь.
Объект исследования: родительская позиция матерей детей в возрасте от 3 до 8 лет.
Предмет исследования: родительская позиция матерей детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) по отношению к детям с РАС и их нормативно развивающимся сиблингам.
Целью нашего исследования является выявление особенностей взаимодействия матерей с детьми в возрасте от 3 до 8 лет, имеющими расстройства аутистического спектра.
Данная цель порождает группу задач, на решение которых будет направлено данное исследование:
• провести анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования;
• подобрать комплекс методик;
3• провести эмпирические исследования родительской позиции матерей, воспитывающих детей с РАС;
• сравнить полученные результаты по разным выборкам и сделать выводы.
Гипотеза исследования: родительская позиция матерей, имеющих детей с РАС, может иметь качественные особенности, как по отношению к детям с РАС, так и по отношению к нормативно развивающимся сиблингам детей с РАС.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, 16 параграфов, выводов, заключения, библиографии, 2 приложений. Текст иллюстрирован 12 таблицами, 9 диаграммами. Список литературы содержит 78 источника, в том числе 37 на английском языке.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе диссертации рассматривается понятие «родительская позиция», изучаются критерии и особенности родительской позиции. Были рассмотрены исследования родительской позиции отечественных учёных: Бодалева А. А., Бурменской Г. В., Карабановой О. А., Спиваковской А. С.. Рассматриваются особенности РАС и анализируется их возможное влияние на формирование родительской позиции у матери.
В исследовании семья, в которой воспитывается ребёнок с РАС, рассматривается с точки зрения системного подхода. Излагаются взгляды отечественных ученых Адлера А., Исаева Д. Н., Карабановой О. А., Салловей Ф., Хорошевой Е. В., Шэффера Д..
В работе изучаются особенности семьи с больным ребёнком, анализируются исследования отечественных и зарубежных учёных: Демьянова Ю. Г., Луковкиной А. Н., Лукъянченко Н. В., Мухамедрахимова Р. Ж., Никифоровой Е. С., Печниковой Л. С., Сорокина В. М., Хорошевой Е. В., Эйдемиллера Э. Г., Юстицкиса В. В..
Отдельно рассматриваются различные аспекты функционирования семей, воспитывающих ребёнка с РАС. Наблюдается дефицит отечественных исследований по данной узкой тематике, рассматриваются исследования зарубежных учёных: Altiere, Atzil, Belchic, Carter, Cuskelly, Davis, Dewey, Gray, Holroyd, Kaminsky, Kluge, Macks, Maljaars, Meirsschaut, Milgram, Noh, Tunali, Power, Reeve, Rivers, Roeyers, Ross, Stoneman, Warreyn.
На основе теоретического анализа формулируются выводы:
1. Матери детей с РАС сталкиваются с большим количеством стрессов и страхов.
42. Матери детей с РАС испытывают чувство вины по отношению к детям с РАС и по отношению к другим членам семьи.
3. Матери детей с РАС склонны к низкой оценке себя как родителя, переживают ощущение собственной некомпетентности.
4. Детско-родительские отношения в диаде «мать и ребёнок с РАС» могут нарушаться из-за неадекватности сигналов и ответов ребёнка, перестимуляции ребёнка матерью, которая возникает, как попытка спровоцировать коммуникацию, а также из-за личностных особенностей матери, испытываемого ею повышенного стресса.
5. Чувство вины, низкая оценка себя как родителя, нарушения детско-родительских отношений матери детей с РАС склонны обобщать и распространять на своих здоровых детей.
Во второй главе описаны программа и этапы изучения особенностей родительской позиции матерей детей с РАС, были изложены описание методик и обоснование их выбора, дана характеристика респондентов, представлены результаты эмпирического исследования особенностей родительской позиции матерей детей с РАС.
В параграфе 2.3 выявляются особенности внутренней картины беременности у матерей с детьми с нормальным психическим развитием и с РАС с помощью ретроспективного опроса.
В параграфе 2.4 выявляются факторы стресса во время беременности у матерей с детьми с нормальным психическим развитием и с РАС.
В параграфе 2.5 выявляются особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия у матерей с детьми с РАС и с детьми с нормальным психическим развитием с применением методики «ОДРЭВ».
В параграфе 2.6 проводится диагностика детско-родительских отношений у матерей с детьми с РАС и с детьми с нормальным психическим развитием, анализируются выявленные различия, выделяются особенности детско-родительских отношений, характерные для матерей с детьми с РАС и их здоровыми сиблингами.
В параграфе 2.7 выявляются типы привязанности у детей с РАС, сиблингов детей с РАС и детей из контрольной группы.
В параграфе 2.8 изучается реальное детско-родительское взаимодействие, выявляются различия в характере отношений матерей с детьми с РАС и с нормальным психическим развитием. Данные получены с помощью наблюдения и методики «Проба совместной деятельности».
5В параграфе 2.9 изучаются трудности принятия родительской позиции среди матерей детей с РАС и матерей детей с нормальным психическим развитием, проводится сравнение количества и качества выявленных трудностей в данных группах.
В параграфе 2.10 для проверки гипотезы о том, что сиблинги детей с РАС испытывают высокий уровень стресса, изучается эмоционально-личностная сферы детей, имеющих сиблинга с РАС, и детей, имеющих сиблингов с нормальным психическим развитием.
В параграфе 2.11 изучаются особенности восприятия семейной ситуации детьми, имеющими сиблинга с РАС, и детьми, имеющими сиблингов с нормальным психическим развитием.
В заключении формулируются основные выводы диссертации:
1. Для матерей детей с РАС характерны неблагоприятные стили переживания беременности.
2. Матери детей с РАС испытывают высокий уровень стресса в пре- и постнатальные периоды.
3. К здоровым сиблингам детей с РАС матери предъявляют более высокие требования, в сравнении с матерями нормально развивающихся детей.
4. Здоровые сиблинги детей с РАС испытывают высокий уровень стресса, демонстрируют более высокий уровень тревожности по сравнению со сверстниками, имеющими здоровых сиблингов, оценивают ситуацию в семье как неблагоприятную с высоким уровнем конфликтности и враждебности по отношению к себе.
5. У детей с РАС формируется симбиотический тип привязанности к матери.
6. Матери детей с РАС демонстрируют меньшую включённость при воспитании детей с РАС и их здоровых сиблингов, в сравнении с матерями нормально развивающихся детей.
Таким образом, результаты проведённых исследований подтверждают выдвинутую нами в начале работы гипотезу: родительская позиция матерей, имеющих детей с РАС, имеет качественные особенности. Это относится как к
6родительская позиции по отношению к детям с РАС, так и к родительской позиции по отношению к нормативно развивающимся сиблингам детей с РАС.
Перспективу дальнейших исследований мы видим в: разработке рекомендаций для матерей детей с РАС по взаимодействию с их здоровыми детьми, разработке методов оказания психологической помощи матерям и здоровым сиблингам детей с РАС.
Библиография
1. Авдеева Н. Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. — С. 82—92
2. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психологический журнал. — 1999. — № 1 — стр. 39—48.
3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: 1990
4. Бодалев А. А., Столин В. В. и др.. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. — М., 1982.
5. Браженкова Д. М. Теория и метод П. Я. Гальперина в применении к обучению детей с расстройствами аутистического спектра. Молодые ученые — столичному образованию. Материалы XIII Городской научно-практической конференции с международным участием. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. — 601 с.
6. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2007. — 480 с.
7. Демьянов Ю. Г. Семейные кризисы и дети с отклонениями в развитии и поведении. Ананьевские чтения — 2008. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход. Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения — 2008» / Под ред. Л. А. Цветковой, Н. С. Хрусталёвой. — Спб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008. — с. 142—143.