1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Педагогическая психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Особенности представлений о семье у девушек-сирот»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Психология развития |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Емельянова И. В. |
Руководитель | Егорова М. А. |
Студент | Стремилова Н. Е. |
Москва, 2014
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование посвящено анализу особенностей представлений о семье у девушек-сирот.
Актуальность темы исследования
Современная ситуация в России, для которой свойственны многочисленные реформы, нестабильное социально-экономическое положение, кризис института семьи, характеризуется ростом числа детей, лишенных родительского попечительства.
По данным РИА-новости число детей, оставшихся без попечения родителей, на конец 2011 г. составляет в России 654 тысячи человек.
Согласно российским стандартам социальной помощи, подавляющее большинство детей, лишенных родительского попечительства, направляются на воспитание в государственные сиротские учреждения, в которых находятся, как правило, до момента окончания школы.
Необходимо отметить, что 90—95% детей, вынужденных пребывать в детских домах, — это «социальные сироты», то есть дети, чьи родители лишились родительских прав в судебном порядке. Большинство воспитанников — дети подросткового возраста. Попадая в социальный приют, они испытывают серьезные трудности психологического плана при включении в иную среду (отсутствие жизненного опыта, поддержки), что не способствует социальной адаптации и приводит к самовольному уходу из приюта. Это свидетельствует о том, что по настоящее время не выработаны психолого-педагогические методы оказания эффективной помощи в профилактике беспризорности, безнадзорности, бродяжничества детей и подростков, которые психологически и нередко физически вытеснены из семьи.
Интерес ученых к изучению проблем особенностей развития ребенка в условиях депривации, постоянно возрастает (И. В. Дубровина, А. Г. Рузская, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан, З. Лангмейер, Й. Матейчик., Г. В. Семья, М. А. Егорова, С. И. Миронова, В. Н. Ослон, Е. В. Косьянова). Однако практические вопросы, в частности, организации образовательной среды детского дома, которая способствует преодолению последствий пребывания ребенка в казённом учреждении, нуждаются в глубокой методологической проработке и внедрении результатов научных исследований
В работах Щербаковой А. М, Семьи Г. В., Недожогиной Н. В., Чупровой М. А., Егоровой М. А. показано, что материнская депривация искажает процесс усвоения социальных ролей, норм, семейных традиций. Это в последующем приводит к серьёзным трудностям в адаптации к социуму, препятствиям в создании собственной семьи и воспитании детей. Негативные последствия семейного неблагополучия и жизни в детском доме обусловливают усвоение и формирование подростком искаженного образа семьи. Об этом же свидетельствуют факты пополнения детских домов, социальных приютов детьми из семей бывших воспитанников интернатов. Наряду с тем, что проблемы общения детей со взрослыми и сверстниками, а также вопросы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей,
3достаточно хорошо изучены в психологии, существует противоречие между необходимостью формирования у сирот системы семейных ценностей и недостаточной представленностью в психологии теоретических основ психологического сопровождения данной категории детей для перехода к самостоятельной жизни.
Таким образом, существует потребность как в теоретической, так и практический проработке вопроса выявления факторов, влияющих на формирование положительного образа семьи детей-сирот.
Проблема исследования состояла в выявлении психологических особенностей представлений о семье у девушек — воспитанниц сиротских учреждений, поиске эффективных путей и условий формирования у них адекватных представлений о семье, позволяющих строить прочные семейные отношения в будущем. Решение данной проблемы определило цель исследования.
Объект исследования: представления девушек о семье.
Предмет исследования: анализ особенностей представлений о семье девушек-сирот.
Цель исследования: выявить особенности представлений о семье у девушек — воспитанниц интернатных учреждений.
Общая гипотеза: представления девушек-сирот о семье обладают рядом отличий по сравнению с представлениями девушек, воспитывающихся в семье.
В соответствии с задачами и гипотезой диссертационного исследования были выдвинуты следующие частные гипотезы:
У девушек — воспитанниц интернатных учреждений по сравнению с девушками из семей будут наблюдаться некоторые различия:
1. в оценке морально-нравственных устоев семьи, представлении о ценности семьи и брака;
2. в представлении о социокультурных эталонных семейных ролях и распределении ответственности между членами семьи;
3. в представлении об эмоциональном климате в семье и отношении к ребенку.
Задачи:
1. Конкретизировать научно-теоретическое представление о семье, изучить влияние институционального воспитания и социальной ситуации развития на формирование представлений о семье.
2. Провести сравнительную психодиагностическую оценку представлений о семье у девушек, воспитывающихся в семье и девушек, воспитывающихся в интернатных учреждениях (детском доме и православном приюте). Выявить отличия и сходства в представлениях о семье у указанных групп девушек.
3. Проанализировать результаты оценки, выявить факторы, влияющие на различия представлений о семье у указанных групп девушек.
4. Выработать рекомендации по психологической поддержке девушек-сирот, направленной на успешное создание ими будущей семьи.
4Методологической основой исследования является культурно-историческая теория Л. С. Выготского, научные труды по семейной психологии и детско-родительским отношениям Роджерса К., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., Варги А. Я., Карабановой О. А., Лидерса А. Г., Дружинина В. Н., Обуховой Л. Ф., Шаграевой О. А., Сатир В., исследования психологических особенностей детей-сирот И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской, Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан и др.
Организация исследования и эмпирическая база.
Исследование проведено в 2013 году. В первую экспериментальную группу вошли 16 девушек — воспитанниц Детского дома № 48 г. Москвы в возрасте 15—17 лет. Во вторую экспериментальную группу вошли 11 девушек — воспитанниц Православного приюта г. Москвы в возрасте 15—17 лет. Девушки — воспитанницы Детского дома и Православного приюта являются социальными сиротами и имеют негативный опыт проживания в родной семье. Контрольную выборку составили 20 девушек, учащиеся 9-х классов школы г. Москвы в возрасте 15—16 лет.
Методы эмпирического исследования:
1. Структурированные опросники;
• «измерение установок в семейной паре» (Ю. Е. Алешина и др.) для оценки морально-нравственных устоев, а также ценности семьи и брака;
• определение особенностей распределения ролей в семье (Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская);
• родительских установок PARI (parental attitude research instrument). Опросник адаптирован Т. В. Нещерет и выявляет отношения родителей, прежде всего матерей, к разным сторонам семейной жизни, а также эмоциональный климат семьи
2. Проективные методики.
• «незавершенные предложения» (на основе методики Сакса-Леви) для изучения отношения к семье, супружеским отношениям, отношения к детству;
• семейная социограмма — рисунок «Моя семья через 20 лет» для определения типа семейного устройства и характера взаимоотношений в семье.
Достоверность результатов обеспечена методологическим подходом к проблеме психологии семейных отношений; формированием целевой выборки основной группы испытуемых; наличием группы для сопоставления результатов обследований; использованием комплекса взаимодополняющих методик; применением адекватных статистических методов обработки данных (с использованием пакетов программ SPSS 21.0).
Новизна и значимость исследования заключается в следующем:
• выявлены различия в представлениях о семье у девушек — воспитанниц интернатных учреждений в сравнении с девушками, воспитывающимися в семье;
5• выявлены различия в представлениях о семье у девушек, воспитывающихся в светском обществе (семья и детский дом) в сравнении с девушками, воспитывающимися в соответствии с религиозной православной культурой (православный приют);
• выдвинуты предположения относительно причин выявленных различий и их влияния на формирование гармоничных семейных отношений;
• сформулированы рекомендации по психологической поддержке девушек-сирот в целях успешного формирования их будущей семьи.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и заключения; 22 диаграмм, 24 таблиц, 5 приложений и списка литературы, включающего 69 источников. Основной текст диссертации изложен на 108 страницах.
Основное содержание работы
Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируются объект, предмет, цель, задачи и гипотезы исследования; описываются применяемые методы, теоретико-методологическая основа и эмпирическая база исследования; определяются новизна и значимость работы; обосновываются надежность и достоверность полученных результатов.
Первая глава посвящена теоретическому анализу представлений о семье в современном обществе, психологических особенностей детей-сирот и влиянию особой социальной ситуации развития воспитанников сиротских учреждений на представления о семье.
В первом параграфе обобщены мнения экспертов относительно тенденций развития современной семьи:
— нуклеарная семья приходит на смену многопоколенной расширенной семье; (Карабанова О. А.);
— проявление «детоцентризма» в семейных отношениях, когда дети занимают в семье центральное положение, вокруг них организовывается вся жизнь семьи; (Абраменкова В. В.);
— изменение системы ценностей и психологического содержания семейной жизни: высокий эталонный уровень достижений, право оформления имущественных отношений супругов, развитие идеи равенства и взаимной поддержки супругов, большая самостоятельности молодых семей, появление новых форм семейных отношений, возрастание психотерапевтической функции семьи (Роджерс К.);
— семья в целом остается главным средством удовлетворения потребности современного человека в общении на глубоком личностном уровне. (Лидерс А. Г.);
Также выделены характеристики проблемной семьи, к которым относятся доминирование властных отношений, эмоциональная зависимость,
6игнорирование членом семьи обязанностей и функций. Рассмотрены неадекватные типы материнского отношения: замещающий тип (сыну приписывается роль супруга); симбиотическая связь (родитель и ребенок в сознании матери не разделены); лишение родительской любви (любовь используется как манипулирование, любовь надо заслужить), воспитание посредством чувства вины.
В параграфе 1.2 проведен анализа литературных источников, на основе которого можно сделать вывод о качественном своеобразии развития детей-сирот в условиях психической депривации, отличном от отставания или задержки развития. Сформулированы основные проблемы, характеризующие развитие воспитанников сиротских учреждений в области когнитивного, эмоционально-волевого, личностного и социального развития:
— ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируется умение управлять своим поведением, навыки самоконтроля;
— поверхностные социальные связи, трудности торможения эмоциональных реакций, ограниченность познавательной и перцептивной функций;
— неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности;
— ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми не предоставляется самостоятельности ребенку, в дальнейшем на основе этого формируется состояние беспомощности;
— иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
— сниженный уровень собственной активности, повышенная внушаемость, готовность принимать асоциальные формы поведения, завышенная или слишком заниженная самооценка, неадекватность уровня притязаний, рентные установки (желание жить за счет пособий), повышенный уровень виктимности (подверженность насилию, обману), рецептивные ориентации в поведении (отказ от принятия собственных решений, ожидание помощи и подсказки);
— реактивное, ситуационное, ориентированное на внешний контроль поведение.
Незрелость личностной сферы выпускников интернатных учреждений позволяет предположить непрочность построения их собственной будущей семьи (Ослон В. Н., Косьянова Е. В.), что анализируется в третьем параграфе.
Исследователи выделяют основные факторы, влияющие на формирование представлений о семье у детей-сирот:
— негативный или расплывчатый образ отца или матери с высокой вероятностью формирует патологические формы любви, которые возникают в результате переноса невротической личностью на партнера ожиданий и чувств, связанных с фиксацией на образе отца или матери;
— нарушения половой идентификации и несформированность представлений о семейных ролях;