Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований
М. В. Ефремова
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Международной НУЛ
социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия,
mefremova@hse.ru
Л. К. Григорян
магистр психологии, младший научный соотрудник Международной НУЛ
социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия,
lgrigoryan@hse.ru
В статье представлен обзор исследований коллективных эмоций вины и стыда. Обзор охватывает исследования с начала 1990-х годов (Steele, Smith, Doosje, Branscombe), сквозь 2000-ые (Leach, Lickel, Iyer, Allpress, Brown, De Hooge), до последних дней (Shepherd, Rees, Goldenberg). Описаны различия между коллективными эмоциями и эмоциями, основывающимися на групповой принадлежности, а также механизмы их взаимосвязи. Представлены исследования коллективного чувства вины, разведены понятия «коллективная вина» и «коллективная ответственность», описаны механизмы формирования коллективного чувства вины и последствия возникновения этого чувства. Также описаны исследования коллективного чувства стыда, разведены два вида чувства стыда: моральный и имиджевый стыд. Проанализированы противоречия в области изучения коллективных эмоций как предикторов межгрупповых установок и отношений.
Ключевые слова: психология эмоций, коллективные эмоции, групповые эмоции, вина, стыд.
Введение
В зарубежной психологии исследования коллективных эмоций все более популярны. В отечественной психологии изучение межгрупповых эмоций не так распространено, и на данный момент существует всего несколько публикаций по этой теме [1; 2]. Есть ряд работ по коллективным/групповым эмоциям, которые понимаются как эмоции коллективного субъекта, то есть эмоции, которые разделяются группой [3]. При этом нет разграничения двух понятий, на важность разграничения которых указывают в последнее время зарубежные психологи [21]: коллективные эмоции (collective emotions) и эмоции, основанные на групповой принадлежности (group-based emotions). Эти концепции не разделяются
как в публикациях о межгрупповых эмоциях, так и в публикациях о коллективных эмоциях.
Цель данной обзорной статьи — представить зарубежные исследования коллективных эмоций вины и стыда, а также описать различия между понятиями «коллективные эмоции» (collective emotions) и «эмоции, основанные на групповой принадлежности» (group-based emotions). В русскоязычной литературе представлено описание эмоций страха, гнева, вины, злорадства, а описаний эмоций стыда нет. Поскольку стыд как групповая эмоция в западной психологии изучается относительно недавно, мы включили в свой анализ и обзор информации по чувству вины, так как эта область исследований является гораздо более развитой и вина в эмоциональном континууме стоит весьма близко к чувству стыда.
В первой части обзора обсуждаются концептуальные различия между коллективными эмоциями и эмоциями, основывающимися на групповой принадлежности; во второй части — различия чувства вины на индивидуальном и групповом уровне. Также мы попытались развести понятия коллективной вины и коллективной ответственности и описать механизмы возникновения коллективного чувства вины. Последняя часть посвящена чувству стыда и его разновидностям, а также последствиям этих эмоций для межгрупповых отношений.
Коллективные эмоции и эмоции, основанные на групповой принадлежности
Коллективные эмоции — это эмоции, разделяемые группой людей. Это могут быть как положительные эмоции (чувство гордости за страну или радость в связи с победой спортивной команды, за которую болеет группа фанатов), так и отрицательные (чувство страха, как после терактов 11 сентября в США, чувство гнева, как во время народных выступлений против каких-либо решений власти).
Эмоции, основанные на групповой принадлежности — это эмоции которые человек испытывает в связи с событиями/поступками, к которым лично не причастен. Они возникают на основе социальной идентичности — чувства принадлежности к определенной социальной группе. Через эту принадлежность люди чувствуют свою причастность к поступкам, совершаемым ингруппой, и это становится основой для эмоций.
Большое количество исследований посвящено роли групповых эмоций в межгрупповых отношениях. Однако при этом многие авторы автоматически предполагают, что эмоции, основанные на групповой принадлежности — это также эмоции, которые разделяются группой. Это предположение не обязательно является истинным. Легко можно представить ситуацию, когда человек испытывает эмоции, причина которых — поведение ингруппы, но при этом эти эмоции не разделяются данной ингруппой. Существование такого «эмоционального нонконформизма» [21] и создает необходимость разграничения коллективных эмоций и эмоций, основывающихся на групповой принадлежности.
Примером такого феномена может служить настоящее положение дел в российском обществе: есть группа либерально настроенных людей, которые испытывают чувства вины и стыда в связи
с рядом решений, принимаемых руководством страны, но при этом такие чувства нельзя назвать коллективными, так как все социальные опросы показывают, что большая часть населения страны поддерживает решения руководства.
А. Голденберг с коллегами на примере эмоций вины и гнева в двух различных контекстах (отношения между Израилем и Палестиной в Израиле, и отношения между белым и черным населением в США) продемонстрировали, что ситуация, когда человек испытывает данные эмоции, но при этом чувствует, что они не разделяются ингруппой, приводит к повышению интенсивности переживаемых эмоций. Также в этом исследовании была показана модерирующая роль воспринимаемой уместности эмоциональной реакции группы. Исследователи описывают механизмы, лежащие в основе этих эффектов: 1) феномен «эмоционального бремени» (emotional burden), который выражается в чувстве ответственности за «ношение» этой эмоции от имени группы, и 2) эмоциональный перенос, суть которого заключается в переносе негативных эмоций, испытываемых по отношению к ингруппе, на конкретное событие [21].
В нижеследующем тексте выражение «коллективные эмоции» будет использоваться в обоих случаях: и когда речь идет об эмоциях, разделяемых ингруппой, и когда речь идет об эмоциях, основанных на групповой принадлежности.
Это вынужденная мера, обусловленная двумя причинами: (1) на момент проведения преобладающего большинства описываемых исследований не было ясного разграничения между этими двумя понятиями, и понять, что же именно исследователи изучали, можно только из содержания статьи и описания методов исследования, (2) нет адекватного термина для перевода понятия group-based emotion. Тем не менее, мы надеемся, что после ознакомления с данным разделом читателю будет несложно уяснить, какой именно тип эмоций имеется в виду в каждом случае.
Чувство вины на индивидуальном и групповом уровнях
В научной литературе чувство вины определяется как осознанная эмоция: индивидом усвоен определенный набор правил и стандартов поведения (в виде моральных, нравственных норм), и если его действия вступают в противоречие с данными нормами, то возникает индивидуальное чувство вины [30].
Эмоция вины на индивидуальном уровне представляет собой интрапсихический феномен и является когнитивным процессом, возникающим при расхождении ожидаемого и реального поведения. Одно из зарубежных исследований подтвердило данное утверждение: эксперимент был направлен на изучение чувства вины респондентов по отношению к стигматизированным группам (в данном случае, к сексуальным меньшинствам).
Сначала измерялись ожидания респондентов относительно того, как следовало бы общаться с представителем стигматизированной группы, а затем измерялось чувство вины либо после реального общения в рамках эксперимента, либо после того как индивид отдавал отчет о том, как он поступил бы в реальной ситуации. Выяснилось, что респонденты с низким уровнем предубеждений
чаще других испытывали эмоцию вины [35].
Таким образом, чувство вины возникает в результате несоответствия усвоенных стандартов поведения и реального индивидуального поведения. Как правило, чувство вины актуализирует стремление индивида компенсировать последствия своих действий [8].
Что касается эмоции вины на групповом уровне, то ее основное отличие от индивидуальной эмоции в том, что она может возникать в результате поведения членов ингруппы [9; 42]. В качестве примера можно привести компенсирующие действия белых американцев по отношению к афроамериканцам в настоящее время, явившиеся последствием чувства вины за дискриминирующие действия по отношению к черному населению США в прошлом. Современное американское общество продолжает улучшать условия для афроамериканцев, так как испытывает социальную ответственность за годы рабства и дискриминации. Steele [42] назвал коллективное чувство вины в данном контексте Белой виной (White Guilt), которая привела к множественным попыткам компенсации негативных действий на политическом уровне. Белое население Австралии также испытывает коллективное чувство вины и ответственность за плохое обращение с коренным население страны — австралийскими аборигенами [5].
Коллективная вина и коллективная ответственность
В научном сообществе идут терминологические дискуссии относительно того, какое понятие наилучшим образом описывает данный феномен — коллективная вина или коллективная ответственность? Однако на практике, согласно исследованию P. Zylicz и L. Poleszak [51], эти два понятия во многом совпадают. May и Hoffman [32] разграничивают данные термины и выступают против исследований коллективной ответственности в связи с тем, что она представляет собой лишь совокупность индивидуальных ответственностей членов социальной группы, и ее нельзя выделять как социально-психологический феномен. По мнению Lewis [29], оба социально-психологических понятия (коллективная вина и коллективная ответственность) не обоснованы, так как моральную ответственность за действия может нести только тот, кто их непосредственно совершил, а диффузия вины представляется расплывчатым понятием. Этот автор полагает, что можно разделять объективные последствия негативных действий, а не моральные, психологические. По мнению May и Hoffman [32], чувство коллективной вины возникает не в результате диффузии, а в результате того, что индивид осознает тот факт, что он лично ничего не сделал, чтобы воспрепятствовать травмирующим действиям по отношению к аутгруппе, или по крайней мере потому, что лично он их не одобряет.
Авторы, изучающие групповые эмоции, тем не менее сходятся в том, что как коллективная вина, так и коллективная ответственность охватывают значительную часть межгрупповых отношений и корнями уходят в социальную идентичность и теорию самокатегоризации.
Другими словами, представление человека о самом себе формируется на основании того, к каким социальным
группам он принадлежит. Индивид усваивает ценности, установки данных групп и соответствующие модели поведения [44], а также испытывает соответствующие эмоциональные реакции в виде чувства вины в случае нарушения баланса между ожидаемым и реальным поведением членов группы [41].
Мы придерживаемся мнения, которое ближе всего к позиции May и Hoffman [32]: коллективная вина — это психологический феномен, имеющий в своей основе механизм социальной категоризации и идентичности, тогда как коллективная ответственность — понятие более размытое, не имеющее под собой целостного психологического обоснования.
Механизмы возникновения коллективного чувства вины
Ряд исследований описывает механизм возникновения коллективных эмоций не только через отношение к событиям внутри группы, но и на основе межгрупповых отношений [34; 18].
В экспериментальном исследовании B. Doosje с коллегами [22] было наглядно продемонстрировано, что коллективное чувство вины можно актуализировать путем обращения к прошлым исторически значимым действиям ингруппы. В качестве независимой переменной выступали исторические принципиально важные события, в частности, история датской колонизации Индонезии. Трем экспериментальным группам рассказывали об этом событии в разных условиях — благоприятных (для эмоций членов группы), неблагоприятных и смешанных (включающие как положительные, так и негативные последствия колонизации). В качестве положительных аргументов приводилось, что датчане во время колонизации улучшили индонезийскую инфраструктуру, внедрили надежную политическую и образовательную системы. В качестве отрицательных аргументов приводились плохое обращение с рабочей силой и эксплуатация, а также массовые убийства индонезийцев. Как и ожидалось, при предъявлении независимой переменной в отрицательных условиях, респонденты-датчане испытывали сильное чувство вины, в отличие от других экспериментальных групп. Doosje и др. [22] отмечают явление диффузии ответственности, которая может «сглаживать» коллективное чувство вины.
Членство в социальной группе как таковое может повлечь за собой переживание эмоциональных реакций в ответ на действия группы, вне зависимости от поведения индивида. Человек переживает чувство вины, когда поведение членов ингруппы нарушает моральные нормы и ценности группы или личности [22]. В данном случае чувство вины можно назвать коллективным. Человек испытывает индивидуальное или групповое чувство вины, в зависимости от того, какая идентичность (личностная или социальная) актуализирует его [51]. Если возникает противоречие между индивидуальными гуманистическими ценностями и персональным поведением человека, то провоцируется индивидуальное чувство вины, в то время как коллективное чувство вины является результатом расхождения между ценностями, установками группы и поведением ее членов [22].
Согласно исследованию L. Shepherd и др. [40], для актуализации поведенческого
акта достаточно простого предвосхищения коллективных эмоций, в частности, чувства вины, когда уничижающее действие по отношению к аутгруппе еще не состоялось. Таким образом, коллективное чувство вины может возникнуть даже в том случае, если негативное действие еще не состоялось, или индивид не принимал или не собирается принимать личного участия в данном действии [11; 22; 26]. Тем не менее, индивид оценивает действия или намерения группы как неэтичные и чувствует ответственность как член данной социальной группы [10; 25; 27].
Итак, коллективные эмоции (в частности, чувство вины) и стремление к достижению (восстановлению) позитивной социальной идентичности возникают не только на основе уже совершенных действий, но и на основе оценки будущего поведения.
Основываясь на теориях социальной идентичности и самоидентификации, исследователи выяснили, что интенсивность коллективного чувства вины зависит от того, в какой степени индивид идентифицирует себя с социальной группой. Чем выше уровень идентификации, тем в большей степени индивид будет чувствовать вину и социальную ответственность [16; 17]. При этом респонденты с высоким уровнем идентификации с группой при возникновении чувства вины стремятся использовать стратегии для снижения чувства социальной ответственности [22]. Некоторые из них актуальны для всех видов коллективных эмоций негативной направленности. Что касается чувства вины, то чем сильнее данная эмоция, тем больше индивид испытывает дискомфорт и нарушение целостности своей социальной идентичности.
P. Zylicz и L. Poleszak [51] выделили три причины, объясняющие, почему человек стремится отрицать возникающее чувство коллективной вины. Во-первых, если для данной социальной группы исторически свойственно воспринимать себя скорее как жертву, нежели как нарушителя и эксплуататора, то члены ин-группы испытывают сложности в принятии коллективной вины. Данная причина распространяется во многом на Польшу, которая была объектом политических конфликтов и унижений нации на протяжении двух столетий. Во-вторых, это страх перед последствиями вины, так как признание вины (особенно в случае давно прошедших событий) подразумевает активную компенсацию негативных последствий от действий ингруппы (как следствие — социальной ответственности). В-третьих, превалирующее чувство коллективной гордости препятствует принятию коллективной вины. Проще осветить в школьных учебниках и официальных интервью положительные последствия поведения социальной группы, такие как, например, предоставление колонизированным странам и порабощенным нациям более совершенной политической, экономической и образовательной систем, чем писать об эксплуатации народа и ресурсов, разрушении памятников культуры, нарушении прав человека.
Тем не менее, в случае принятия коллективной вины и социальной ответственности, члены ингруппы стремятся восстановить целостность своей социальной идентичности и компенсировать негативные последствия действий ин-группы. Barkan [7] приводит три основных способа такой компенсации. Во-первых, это реституция, которая относится
к таким последствиям, которые можно полностью исправить (например, возвращение памятников культуры). Во-вторых, это восстановление (reparation), которое относится к тем последствиям, которые нельзя восстановить полностью. И, наконец, извинение или публичное признание своей вины, припоминание того, что негативного сделала ин-группа, и что она несет полную ответственность за свои деяния.
Чувство стыда на индивидуальном и групповом уровнях
Чувство стыда на индивидуальном уровне представляет собой эмоцию негативной направленности, испытываемую в результате действий индивида, повлекших за собой снижение позитивности личностной идентичности и снижение репутации [20; 33; 45; 49]. Исследователи сходятся во мнении, что чувство стыда, в отличие от чувства вины, связано скорее с представлением о самом себе («Я-концепцией»), чем с поведением. Если чувство вины возникает в результате расхождения ценностей и поведения, то чувство стыда испытывается человеком в том случае, если совершенное действие «бросает тень» на собственный образ себя (self-image) [4; 19; 46; 47]. Тот же механизм распространяется и на коллективное чувство стыда. Исследования межгрупповых отношений выявили, что стыд на групповом уровне появляется, когда респонденты убеждены в том, что действия членов ингруппы негативно влияют на позитивность социальной идентичности [25; 43; 50].
Когда граждане Великобритании и США проводили массовые протесты против вторжения в Ирак, они испытывали коллективное чувство вины, так как, в первую очередь, военные действия могли бы негативно повлиять на жизнь аутгруппы. Также граждане испытывали коллективное чувство стыда, но по другой причине — в связи с тем, что действия правительства, как незаконные и негуманные, негативно повлияли бы на моральную идентичность (moral identity) и социальную идентичность членов ин-группы. Согласно кросс-культурным исследования Shepherd с соавторами [40], коллективное чувство стыда оказывает большее разрушительное влияние на социальную идентичность, по сравнению с чувством вины и злости. Чувство стыда возникает при нарушении целостности и позитивности социальной идентичности [25; 50] и вызывает стремление индивида восстановить положительный и желательный образ ингруппы [37]. Таким образом, можно увидеть разницу между последствиями чувства стыда и вины: стыд связан со стремлением восстановить положительный образ, а вина вызывает желание членов ингруппы компенсировать последствия действий для аутгруппы.
Последствия переживания чувства стыда. Моральный и имиджевый стыд
Согласно традиционному представлению о чувстве стыда, оно приводит к действиям в целях защиты собственного положительного образа, таких как социальная изоляция и экстернализация вины и ответственности [39; 46]. Кроме того, последние исследования доказали, что чувство стыда, как и чувство вины,