1 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет «Психология образования»
Кафедра «Возрастная психология»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание степени магистра
«Синдром эмоционального выгорания у работников,
занятых в банковской сфере и менеджменте»
название ВКР
Направление | 030300.68 | Психология |
| (код) | (наименование направления) |
Магистерская программа | Практическая психология |
| (название магистерской программы) |
Руководитель магистерской программы | Обухова Л. Ф. |
Зав. выпускающей кафедрой | Обухова Л. Ф. |
Руководитель | Пряжникова Е. Ю. |
Студент | Крестьянинова М. И. |
Москва, 2015
2 Общая характеристика исследования
Актуальность. Вопрос эмоционального выгорания вызывает на сегодняшний день среди ученых особый интерес.
Результаты исследований X. Дж. Фрейденберга, К. Кондо, К. Маслач, С. Джексон, Н. Е. Водопьяновой, В. В. Бойко показывают, что особенно подвержены синдрому выгорания представители коммуникативных профессий (менеджеры, банковские служащие, социальные педагоги, социальные работники, психологи, учителя, продавцы и пр.). Ученые отмечают, что многие профессионалы вышеназванных сфер после нескольких лет работы начинают испытывать постоянную усталость, порой головные боли, бессонницу, общее ухудшение здоровья. Профессия и рабочее место перестает приносить удовольствие, и начинает раздражать, вызывая агрессию. У них появляется ощущение собственной некомпетентности, беспомощности, снижаются профессиональные достижения, а также возникает проблема карьерного роста. В этом ключе, Н. Е. Водопьянова говорит о синдроме эмоционального выгорания и объясняет его, как долговременную стрессовую реакцию, возникающую вследствие многоразовых профессиональных стрессов.
Понимание внутренних противоречий как источника синдрома «эмоционального выгорания» опирается на подходы отечественных и зарубежных авторов, среди которых наиболее существенными являются работы: Л. И. Анцыферовой, В. Г. Асеева, Л. И. Божович, В. К. Вилюнаса, В. А. Иванникова, В. К. Кикнадзе, Н. В. Кузьминой, Д. А. Леонтьева, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейна, И. Н. Семенова, Д. Н. Узнадзе, X. Хекхаузена, П. М. Якобсона, Р. Ассаджиоли, Т. Аткинсона, Ф. Ирвина и др.
Таким образом, мы можем видеть, что тема синдрома эмоционального выгорания весьма актуальна и активно прорабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными.
Цель работы: выявление синдрома эмоционального выгорания у работников, занятых в банковской сфере и менеджменте.
Объект: синдром эмоционального выгорания.
Предмет: особенности синдрома эмоционального выгорания у работников, занятых в банковской сфере и менеджменте.
Гипотеза: Наличие синдрома эмоционального выгорания у работников, занятых в банковской сфере и менеджменте имеет прямую зависимость от психологических характеристик индивида (ценностей, уровня самооценки, особенностей характера и интересов).
Задачи:
1) Проанализировать теоретический материал по проблеме синдрома эмоционального выгорания в различных профессиональных сферах;
32) Подобрать и применить методики для выявления синдрома эмоционального выгорания у работников банковской сферы и менеджмента;
3) Выявить особенности синдрома эмоционального выгорания у работников банковской сферы и менеджмента или опровергнуть их наличие;
4) Сделать соответствующие вводы и разработать предложения по использованию полученных результатов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили современные подходы в области теории к исследованию эмоционального выгорания и психологических особенностей, которые его сопровождают, сформулированные в работах В. В. Бойко, Н. В. Гришиной, Н. Е. Водопьяновой, Е. С. Старченковой, М. В. Агаповой В. Е. Орла; и других.
Методы и методики исследования:
Методы:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
2. Анкетирование и/или тестирование
3. Анализ полученных результатов
4. Статистическая обработка полученной информации
Методики:
1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (84 вопроса)
2. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
3. Методика исследования самоотношения
Экспериментальная база исследования: профессионалы высшего и среднего звена (руководители отделов, подразделений, направлений деятельности, директора и заместители директоров), которые работают в российских банковских структурах и в сфере менеджмента.
Состав выборки представлен 68 сотрудниками, из них 30 человек (44,1%) — мужчины, 38 (55,9%) — женщины. Их возраст от 24 до 47 лет. Высшее образование у 61 человека (90%), неоконченное высшее — у 7 человек (10,29%). Стаж работы участников исследования на должности, которую они занимают — от двух до девяти лет.
Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании подхода к эмоциональному выгоранию в качестве профессионального феномена, который находится на границе «нормы» и «патологии» и представляет собой крайний вариант нормы.
Теоретическая значимость работы заключается в конкретизации понятия эмоционального выгорания как дезадаптационного явления.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы отделами кадров организаций для
4улучшения психологического состояния сотрудников и повышения результативности их профессиональной деятельности.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Основное содержание работы
Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются его объект, предмет, цель и задачи, формулируется гипотеза, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе диссертации анализируются представления о содержании и структуре эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии. Детально рассматриваются психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания у специалистов, занятых в банковской сфере и менеджменте.
Анализ психологической литературы дал возможность выделить основные подходы к выявлению причин эмоционального выгорания, которые в дальнейшем используются в работе. Первый подход реализован в работах психолога В. В. Бойко, который формулирует несколько причин эмоционального выгорания:
— Первая причина возникает в связи с «лимитом общения». Это объясняется тем, что за день специалист может уделить полноценное внимание лишь определенному количеству человек. Если их число увеличивается, то в этом случае неизбежно наступает эмоциональное истощение, что со временем приводит к выгоранию. Этот же лимит присутствует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания). Данный предел динамичен и зависит от состояния нервной системы.
— Вторая причина — положительный отклик. Проблема проявляется в процессе взаимного общения. За каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. При этом далеко не все способны на такую отдачу. Когда негатив накапливается, то начинает развиваться кризис самооценки и профессиональной мотивации. —Третья причина — отсутствие полноценного результата в работе. Нужно отметить, что специалисты рассматриваемых профессий не всегда правильно оценивают результат своей деятельности.
Второй подход описан в трудах В. Е. Орла. В основе его лежат личностные характеристики, являющиеся причинами эмоционального выгорания. Это «катализаторы», провоцирующие эмоциональное выгорание. Первая характеристика связана с самооценкой. Для людей стрессогенным фактором становится момент социального сравнения, который чаще всего проявляется как неуверенность, зависть. Люди активно работают, но если результат неудовлетворителен, возникает
5неадекватная реакция. Вторая — темперамент. Сложнее всего приходится интровертам, так как именно эта категория не способна самостоятельно справиться с синдромом эмоционального выгорания.
Третий подход описывается в работах А. Пане, Х. Кюйнарпуу, К. Кондо. Его фундаментом являются внешние факторы организации работы сотрудника. Анализ литературы при подготовке магистерской диссертации показал, что с чувством собственной значимости на рабочем месте связаны ряд факторов:
— Личностный фактор. Если специалист видит внешние проявления своей значимости от окружающих, он приобретает «иммунитет» к эмоциональному выгоранию. Если же работа по его мнению незначима, то синдром развивается и довольно активно.
Также, развитию эмоционального выгорания способствуют неудовлетворенность профессиональным ростом, чрезмерная зависимость от мнения окружающих и недостаток самостоятельности.
— Ролевой фактор — это борьба за место «под солнцем». Конфликт ролей и ролевая неопределенность сильнейший механизм запуска эмоциональной неудовлетворенности/выгорания.
— Организационный фактор — стиль руководства, не позволяющий сотруднику проявлять самостоятельность. При этом в фирме приветствуется многочасовая безлимитная работа.
Особую важность для подготовки первой главы представляли работы В. Г. Бреслава, Ф. Е. Василюка, В. К. Вилюноса, Н. В. Витта, Л. М. Митиной, Н. И. Наенко, Э. Л. Носенко, С. В. Субботина, Т. В. Форманюк и др., рассматривающие проблемы формирования эмоциональных состояний в различных условиях жизнедеятельности.
Так же в теоретическом обзоре рассматриваются первопричины эмоционального выгорания. Излагаются взгляды отечественных психологов В. В. Бойко, Б. Г. Ананьев, Н. Е. Водопьяновой. Анализируются исследования зарубежных ученых К. Маслач, Е. Махер.
Раскрываются и анализируются такие подходы как "интерперсональный" и "индивидуально-психологический".
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования синдрома эмоционального выгорания у работников, занятых в банковской сфере и менеджменте.
В параграфе 2.1. приведена методология и организация исследования. Описаны 3 основные, использованные в работе, методики:
— Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко,
— Методика "ценностные ориентации" М. Рокича,
— Методика "исследования самоотношения" С. Р. Пантелеева.
6Так же в этом параграфе приведен список испытуемых работников, занятых в банковской сфере и менеджменте с указанием имени отчества, года рождения и должности.
Численность выборки представлена 68 людьми, из них 30 человек (44,1%) — мужчины, 38 (55,9%) — женщины. Их возраст от 24 до 47 лет. Высшее образование у 61 человека (90%), неоконченное высшее — у 7 человек (10,29%). Стаж работы данных участников на должности, которую они занимают — от 2 до 9 лет.
В параграфе 2.2. приведены результаты диагностического исследования специалистов банковской сферы и менеджмента.
Результаты исследования по методике Бойко показали, что у рассматриваемой категории профессионалов признаки эмоционального выгорания проявляются следующим образом.Сформированная фаза эмоционального выгорания отмечена у 8 (11,8%) человек, занятых в банковской сфере и менеджменте.
Фаза в стадии формирования отмечена у 13 (19,1%) испытуемых.
Несформированная фаза эмоционального выгорания — у 47 испытуемых (69,1%).
Исследование по методике "ценностные ориентации" М. Рокич показало, что в зависимости от результатов, ценности образуют иерархическую структуру. Высота занимаемой позиции в иерархической лестнице определяет ведущую ориентацию специалистов, занятых в банковской сфере и менеджменте на цели и средства их деятельности. Это позволяет проследить направленность личности.
Результаты следующие, и у мужчин и у женщин на первом месте по значимости оказался параметр «Здоровье» — 53,3% и 47,4%.
Второе место по значимости ценностей у мужчин занимает материальное обеспечение — 20%, а у женщин — любовь — 26,3%. Это показывает приоритетность материальности перед чувственной сферой.
Третье место и у мужчин и у женщин занял параметр «Счастливая семейная жизнь» — 13,3% и 13,6%.
На четвертом и пятом местах у мужчин находятся «активная деятельная жизнь» (6,7%) и «интересная работа» (6,7%).
На четвертом же месте у женщин находится «наличие хороших и верных друзей» (7,9%) а на пятом — «Активная деятельная жизнь» (5,3%).
В конце второй главы формулируются основные выводы исследования.
Главным итогом эмпирического исследования является подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что наличие синдрома эмоционального выгорания у работников, занятых в банковской сфере и менеджменте имеет прямую зависимость от психологических характеристик индивида (ценностей, уровня самооценки, особенностей характера и интересов). Сформированная фаза синдрома эмоционального