П. П. Блонский
Трудные
школьники
Издание второе
исправленное и
дополненное
Работник просвещения
МОСКВА
1930
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
П. П. Блонский
Трудные
школьники
Издание второе
исправленное и
дополненное
Работник просвещения
МОСКВА
1930
371.9 |
Б 70 |
СтАТ А5—148×210 мм. | 81/2 п. л. | Тираж 7.000 | Г. VII. | Р. П. № 0217. |
Главлит № А67290. | Типография «Гудок». Москва, ул. Станкевича, 7. | Заказ № 301. |
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Эта книжка родилась из лекций, читанных мною в 1-м семестре 1927/28 уч. года в вечернем Педагогическом университете при Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. Интерес, проявленный к этой теме моими слушателями как этого университета, так и других курсов, где я выступал с подобными же лекциями, побудил меня приступить к написанию соответствующей книжки, в которой тема «Трудные школьники» была бы изложена более систематически и подробно. В изложении я опирался главным образом на свои исследования и исследования своих сотрудников и учеников, но старался также использовать возможно шире соответствующую литературу. Ряд относящихся сюда работ моих сотоварищей напечатан в сборниках «Педология и школа» и «Проблемы школьной педологии».
Эта книжка является как бы дополнением другой моей книжки: «Педология в массовой школе I ступени». Я старался писать просто, но отнюдь не жертвовать научностью. Наоборот, где только было возможно, я подчеркивал необходимость точного изучения фактов. Педология должна стремиться к возможно больней точности и возможно большей обоснованности при помощи анализа реальных фактов. Только такая педология может принести пользу педагогике.
2/VII 1928 г.
В новом издании прибавлены две главы: «Ленивые ученики» и «Единственный ребенок». Эти главы были раньше напечатаны в виде отдельных статей в немецких психологических журналах Z. f. Kinderforschung, 1929, В. 36 и Z. f. päd. Psychol., 1930, Н. 2.
6/II 1930 г.
П. Блонский.
I. НЕУСПЕВАЮЩИЕ УЧЕНИКИ
1. Педологическая постановка вопроса. Когда учителя просят назвать трудных детей, он обыкновенно в первую голову называет или неуспевающих учеников, или учеников-дезорганизаторов. Это как раз те дети, по отношению к которым оказывается неудачной его обучающая и воспитывающая работа. «Как мне-быть? Что мне делать с ними?» — так спрашивает нас учитель.
Но мы, педологи, не спешим сразу, с места в карьер, давать практические советы. Пока мы не знаем, что представляют собою эти дети, мы не знаем по-настоящему, что надо делать с ними. Для того чтобы уметь воспитывать ребенка, надо знать его. Педологи в этом отношении похожи на врачей. Врач сначала осмотрит и выслушает больного, а потом только даст рецепт. Примерно так же поступает и педолог: сначала обследует ребенка и только после этого определит, как надо воспитывать его.
В 1926/27 гг. группа студентов-педологов Второго университета в Москве, а также студентов Высших педагогических курсов, под моим руководством обследовала неуспевающих детей нескольких московских школ. Результаты их обследования я и сообщу вам. Но, конечно, не только мы одни изучали этих детей. В международной педологической литературе есть несколько, правда, мало, работ на эту тему. Я буду опираться также и на них.
Должен сделать оговорку: речь будет только о первой ступени. Мы, педологи, очень хорошо знаем, какую яркую печать накладывают возрастные особенности. Школьная неуспешность второй ступени имеет во многом другой характер, чем первой, и, например, неуспевающий ученик 6-й группы во многом иной тип, чем 1-й. Никогда нельзя результаты, добытые на одном возрасте, безоговорочно распространять на другие.
2. Наследственность отстающих учеников. При обследовании детей мы прежде всего интересуемся наследственностью их. Нам хочется узнать, каково качество тех зачатков, из которых развились
они, насколько хороши были те семена, из которых наши школьники выросли.
Непосредственно узнать качество этих зачатков, конечно, мы не можем. Поэтому мы идем косвенным путем. Мы собираем сведения о здоровье предков наших детей, строя предположение, что если эти предки были здоровы, то здоровы и семена их. Но даже и на этом непрямом пути нас ждут затруднения. Собирая данные о наследственности, мы обыкновенно опрашиваем родителей, но те далеко не всех своих родных помнят, а иногда, по человеческой слабости, скрывают порочные данные, так сказать, покрывают своих родных. Значит, данные о наследственности обычно неполны, а иногда и ненадежны.
Особенно надо остерегаться при неполноте данных делать статистические выводы. Один родитель дал сведения о двух родных, из которых один сумасшедший. Другой же дал сведения о шести, из которых сошли с ума три. Неправильно было бы категорически утверждать, что у них одинаковая наследственность: ведь наследственность первого нам почти неизвестна. Вы видите, стало быть, как трудно разбираться в вопросе о наследственности. Только сделав все эти оговорки, я приведу вам данные о наследственности неуспевающих учеников, собранные т. Злыгостевой в третьих группах одной большой московской школы. Для того чтобы легче заметить особенности ее, параллельно была обследована наследственность самых лучших учеников. Кстати сказать, везде, говоря о неуспевающих, я имею в виду отстающих по двум и более предметам. Из данных т. Злыгостевой я привожу лишь такие, в которых неуспевающие максимально отличаются от лучших учеников:
Неуспевающие (в %%) | Очень успевающие (в %%) | |
Сифилис | 3 | 0 |
Эпилепсия | 10 | 0 |
Психическое расстройство | 20 | 11 |
Алкоголизм | 37 | 23 |
Сердечные болезни | 50 | 31 |
Вы видите, что разница между наследственностью неуспевающих и очень успевающих учеников идет главным образом по линии нервных и сердечных болезней. Не надо только спешить делать необдуманный вывод, что неуспевающие дети — дети с патологической наследственностью. Это неверно. Верно лишь то,
• Коллекции → Культурно-историческая психология
• Педагогика, образование → История образования и педагогической мысли
• Педагогика, образование → Коррекционная педагогика, дефектология
• Педагогика, образование → Общеобразовательная школа. Педагогика школы