Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

231

СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

(Развитие речи, чтение, письмо и счет)

Н. УДОВИЧЕНКО

Обучение в вспомогательной школе значительно отличается от обучения в школе нормальной. Многому, чему нормальные дети научаются сами, безо всякой школы, умственно-отсталых детей приходится учить специально. Так, например, не всегда удается их научить просто чтению, письму, счету; приходится сначала проделывать с ними много разных подготовительных упражнений.

В задачу настоящей статьи не входит дать читателю план специальных занятий в вспомогательной школе в связи с комплексом. Статья ограничивается лишь кратким описанием отдельных, наиболее специфичных и важных для вспомогательной школы, приемов в той форме, как они были продемонстрированы нами курсантам в ряде показательных уроков на центральных курсах по повышению квалификации работников с физически-дефективными и умственно-отсталыми детьми в 1925—26 г. Само собой разумеется, что в повседневной преподавательской практике занятия строятся несколько иначе, чем это описано ниже. По возможности все упражнения должны быть увязаны с прорабатываемыми комплексами и с практическими требованиями, пред’являемыми жизнью. Эта связь особенно важна для вспомогательной школы. Кроме того, переход от одних, более легких упражнений, к другим, более трудным, должен происходить медленно и постепенно. На все — самые разнообразные — подготовительные упражнения, вместе взятые, посвящается в день не больше 10—20 минут.

СЧЕТ

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Всякий счет есть действие с величинами. Уменье считать уже предполагает некоторое уменье разбираться в величинах вообще. Ребенок, обладающий нормальным интеллектом, научается ориентироваться

232

в них, т.-е. различать предметы со стороны их размера, количества, веса и т. п., очень рано и при этом самостоятельно, без особой помощи со стороны взрослых. Умственно-отсталый же научается этому сравнительно поздно, и то лишь с большим трудом. В этом отношении он нуждается в помощи со стороны. Но ребенок должен не только замечать различные отношения между величинами — он должен разбираться в них быстро и точно. Помимо этого, предпосылкой уменья считать является достаточно прочное удерживание в памяти всех тех условных обозначений, с которыми мы оперируем при счете: чисел и цифр. Поскольку обозначения отвлечены и чужды конкретному и примитивному уму отсталого ребенка, он запоминает их с большим трудом. Опыт учит, что для запоминания их специальные упражнения тоже необходимы.

Исходным пунктом для упражнений с величинами должны служить экскурсии. Предположим, что на очереди ориентировка в высоте. Учитель идет с детьми на прогулку. Во время прогулки он обращает внимание детей на предметы, различные со стороны их высоты (заставляя сравнить дома, заборы, деревья и т. д.). После возвращения в класс полученные впечатления перерабатываются и закрепляются путем бесед, рисования, разных видов ручного труда и упражнений на самодельных и покупных пособиях. В результате на стенах класса постепенно появляются картинки, изображающие предметы разной высоты, появляются диаграммы с высотами и друг. работы.

Для того, чтобы сделать эту ориентировку детей в величинах более быстрой и точной, очень полезны следующие небольшие упражнения, которые предпосылаются каждому уроку счета.

Изготовляются пять или больше таблиц из белого картона, размером, приблизительно, 20×35 см. На каждой из таблиц наклеивают в ряд по три геометрических фигуры разной величины из темной бумаги. Это могут быть, например, квадраты размером: на первой таблице — 8, 10, 6 см; на второй таблице — 6, 7, 8 см; на третьей таблице — 10, 8, 8 см; на четвертой — 91/2, 9, 10 см; на пятой — 10, 91/2, 93/4 см; иначе говоря, различие между квадратами каждой новой тройки становится все более трудно уловимым. Под каждым квадратом в порядке их расположения чертятся крупные цифры: 1, 2, 3 (см. рис. 50).

Можно изготовить таблицы с кругами, равносторонними треугольниками или с силуэтными изображениями обиходных предметов

233

(горшков, чашек и др.) разных размеров (см. рис. 50). Размеры фигур и различия между фигурами и изображениями каждой таблицы можно варьировать и усложнять.

 

Рис. 50.

Пособие к предварительным упражнениям в счете.

Кроме таблиц, заключающих различные величины площадей, следует изготовить таблицы, изображающие различные высоты (столбики, силуэты бутылок и др.), длины (горизонтальные полоски и силуэты карандашей и др.), различные ширины (полоски и силуэты окон) и др.

Каждому ребенку дается тетрадь или листок клетчатой бумаги и карандаш. Детей предупреждают о том, что им будут показаны три фигурки, каждая из которых будет иметь свой номер. Дети, быстро взглянув на фигурки, должны будут написать у себя в тетрадях номер самой крупной (или длинной, высокой, широкой) из всех трех фигур (можно сделать примерный чертеж на доске). Учитель, призвав детей к вниманию, демонстрирует каждую таблицу в течение 5 сек. Дети записывают номера. Затем начинается коллективная проверка работы, во время которой все дети громко называют свои номера. Так прорабатываются все таблицы.

II. УПРАЖНЕНИЯ В СЧЕТЕ

А. Сосчитывание

Специальные упражнения в счете следует начинать, конечно, с сосчитывания предметов, окружающих ребенка в жизни (в классе, школе, на дворе, на улице и т. д.), применяя экскурсионный метод. Потом переходят на разные счетные пособия: пуговицы семена, дощечки, солдатиков, зверьков и т. д. Дети считают изображения на картинках. Закрепляется все это зрительным,

234

слуховым и моторным путем — в играх, ручном труде и рисовании. На стенах в результате появляются счетные таблицы, лепка и др. детские работы.

За этим следуют специальные упражнения, во время которых используются одновременно самые различные анализаторы ребенка — не только зрительный и слуховой, но и двигательный.

 

1. УПРАЖНЕНИЯ В СОСЧИТЫВАНИИ ПРЕДМЕТОВ

Следует приготовить разноцветные, мелкие, плоские пуговицы 5 цветов по 100 штук каждого цвета на каждую пятерку детей (пуговицы могут быть заменены смесью из бобов, гороха, семячек и др.) и небольшие папиросные коробки по количеству детей в группе. Кроме того, на каждую пятерку детей даются большие коробки или крышки от коробок, размером приблизительно 25×25 см. Дети располагаются за отдельными с столами по 5 человек. На каждый стол ставится большая коробка или крышка с 500 пуговицами или семенами. Перед каждым ребенком кладется открытая папиросная коробочка, листок бумаги и карандаш.

Детей предупреждают о том, что им предстоит быстро выбирать из большой коробочки и одновременно считать и перекладывать в свои коробочки пуговицы или семена какого-нибудь одного цвета или сорта и записывать полученную сумму на листочках бумаги. Каждому ребенку предлагается наметить свой сорт. Работа должна будет начаться и кончиться по сигналу. После этого объяснения учитель подает первый сигнал, через 30 секунд — второй для прекращения работы. После этого производится проверка результатов. Упражнение это носит характер игры и выполняется детьми с большим увлечением.

 

2. УПРАЖНЕНИЯ В СЧЕТЕ ЗВУКОВ

Надо иметь в виду, что нормальный ребенок, научившись считать, легко переходит от сосчитывания того, что он видит, к счету звуков, своих движений и др. Переход этот совершается у умственно-отсталого не так просто. Он может уже хорошо уметь считать вещи, но совсем не уметь считать звуки и пр. В этом отношении отсталый нуждается в дополнительных упражнениях. Здесь тоже следует пользоваться, где возможно, экскурсионным методом (напр., заставляя считать в лесу кукованье кукушки). В дальнейшем же может быть полезно следующее упражнение.

Приготовляются картонная ширма, загораживающая руки учителя (она может быть заменена книгой), и палочка или молоточек. Перед детьми лежат бумага и карандаши. Детей предупреждают

235

о том, что они услышат группы ударов или стуков, с паузами, напр., 4 удара. Дети должны запоминать и записывать количество ударов после того, как услышат сигнал «начинай». Учитель производит палочкой 4 стука, делая приблизительно по одному удару в секунду. Дети записывают количество ударов. Таким же образом даются 6 ударов, затем 9. Количество ударов постепенно увеличивается. Кроме того, упражнение усложняется следующим образом. Производят по нескольку групп ударов сразу, напр., по две: 2 и 2, 3 и 5, 4 и 6, 7 и 8 ударов; затем по три, напр.: 3, 2 и 4 удара. Дети должны записывать количество ударов каждой группы, не об’единяя их в общую сумму, писать, напр., «2 и 2», а не «4».

 

3. УПРАЖНЕНИЕ В УМЕНИИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ЧИСЛЕ

Изготовляются 3—4 таблицы из белого картона, размером приблизительно 15×35 см. На каждой таблице, рассматриваемой в вертикальном положении, помещают друг под другом разные цифры (см. рис. 51).

  

Рис. 51. Пособие к упражнению 3-му.

Учитель делит детей на 3—4 группы (напр., на сидящих на правых партах, на левых и на средних) соответственно количеству таблиц. Детей предупреждают о том, что каждой группе будет показана особая таблица с цифрами. Каждая из групп должна будет делать одновременно хлопки в ладоши, в количестве, соответствующем показанным ей цифрам. После сигнала первая группа детей начнет выбивать свою первую цифру, за ней вторая группа начнет выбивать свою первую цифру и т. д. После того, как все первые цифры будут выбиты, первая группа начнет тотчас же отбивать свою вторую цифру и т. д. После этих пояснений учитель вывешивает перед каждой группой детей по одной таблице.

Учитель подает сигнал и дети начинают работать. Во время работы первой группы учитель отбивает числа вместе с нею, для

236

установления ритма. (Если имеется классная доска, то цифры можно крупным шрифтом написать на ней).

 

4. УПРАЖНЕНИЯ В УМЕНИИ БЫСТРО ОПРЕДЕЛЯТЬ ЧИСЛО ПРЕДМЕТОВ

Упражнение а. При этом упражнении дети попутно знакомятся в совершенно наглядной форме, с тем как то или иное число формируется из отдельных единиц. Для этого употребляется пособие, напоминающее домино.

Изготовляются десять таблиц из белого картона (размером приблизительно 25×30 см). На каждой из них нарисованы или наклеены черные кружки (см. рис 52).

 

Рис. 52. Пособие к упражнению 4а.

Таблицы вывешиваются на видном месте. Перед детьми кладутся карандаши и бумага. Детей предупреждают о том, что они должны будут быстро, про себя, сосчитывать количество кружков на таблицах и молча записывать его у себя в тетрадях. Затем, после обычного призыва к вниманию, учитель показывает детям таблицу с пятью кружками в течение 1 секунды, затем таблицу с 3 кружками, далее — с 2, 10, 4, 6, 7, 9. Перед демонстрацией каждой таблицы дети призываются к вниманию. По окончании упражнения проводится коллективная проверка.

Ознакомление детей с описанным изображением чисел в виде того или иного правильного расположения его составных частей на плоскости имеет также и непосредственно-прикладное значение, т. к. это условное изображение является общепринятым и широко используется (на настоящем домино, на игральных костях и др.).

Для быстрой ориентировки в более крупных числах можно, использовать следующее упражнение.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/GUo-1927/GUo-2311.htm