Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

17

(c) Н. В. ДВОРЯНЧИКОВ, 2002

УДК 340.63:616.89-008.442

Н. В. Дворянчиков

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОЗНАНИЙ В СЕКСОЛОГИИ

Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, Москва

Статья посвящена анализу возможностей психологического исследования в судебной сексологии. Представлен спектр психологических задач, которые способствуют оптимизации экспертного исследования с участием сексолога. Рассмотрены основные формы использования психологических познаний при решении как экспертных, так и консультационных задач. Обсуждается опыт применения психологических методик при решении различных научно-практических задач в судебной сексологии: при исследовании обвиняемых, потерпевших, свидетелей по делам о сексуальных правонарушениях. Рассмотрены перспективные области применения психологических познаний в судебной сексологической практике.

The author analyzes potentialities of psychological research in forensic sexological practice. A wide spectrum of psychological issues of optimization of sexological expert evaluation is discussed. How a psychologist can participate in sexological expertise is specified. Experience of practical use of psychological procedures in expert evaluation of sexual offenders, victims and witnesses is described. Perspectives of psychological research in forensic sexological evaluation are discussed.

Исследование механизмов сексуального поведения, без всякого сомнения, требует междисциплинарного подхода, в котором психологические факторы наряду с конституционально-генетическими и клинико-биологическими занимают одно из первых мест, поскольку опосредуют все остальные факторы. Ключевую роль психологический анализ играет при изучении проблем онтогенеза и регуляции сексуального поведения, механизмов межпартнерского восприятия, выборе партнера и т. д.

Психологическое исследование достаточно широко распространено при решении различных задач в сексологии. И прежде всего — при рассмотрении психологических аспектов периодизации психосексуального развития. Основные вопросы, обсуждающиеся в литературе, связаны с выделением временны́х периодов и основных детерминант психосексуального развития. Традиционно выделяется несколько основных подходов к изучению механизмов полоролевой социализации, особенностей формирования полоролевых предпочтений и некоторых типичных для пола личностных характеристик. Так, представители традиционной психоаналитической концепции наибольшее внимание уделяют биологическим предпосылкам, в частности времени активизации либидо и идентификации со взрослым соответствующего пола [33—35]. Основатели теории социального научения отдавали предпочтение изучению социальной ситуации развития и роли механизмов подражания, моделирования, викарного научения в приобретении типичного для пола поведения [37]. В рамках когнитивно-генетического

18

подхода [41] периодизация психосексуального развития в большей степени увязывается с когнитивными процессами. Важную роль играют информация, которую ребенок получает от взрослого относительно своего пола, а также понимание своей принадлежности к определенному полу и ее необратимости. Более современные психологические концепции носят интегративный характер и рассматривают сексуальное поведение в контексте различных уровней организации личности. Например, в многофакторной коннцепции пола [40, 42] представления о собственном поле и соответственно о сексуальном поведении встраиваются в целостную личную самоидентичность и испытывают на себе влияние различных факторов: физических атрибутов пола, полотипических установок, ценностей, интересов и моделей поведения, коррелирующих с тем или иным полом в данной культуре. При этом психосексуальное развитие индивидуума рассматривается как уникальный, испытывающий на себе воздействие множества факторов процесс, в ходе которого усваивается неповторимая констелляция паттернов полоролевого и сексуального поведения — "третий пол" [38]. Усвоение происходит в рамках определенных полюсов, задаваемых культурой и обществом, в которых индивид решает различные задачи, связанные с выбором объекта, привлечением внимания, взаимодействием с объектом, самооцениванием и т. д.

Кроме того, можно отметить актуальность психологического исследования для выявления как индивидуальных, так и системных предиспозиционных факторов в генезе сексуально-психологической дезадаптации и определении стратегии и тактики ее коррекции. Существующие работы в этой области вскрывают различные психологические факторы, определяющие проблемы межпартнерского взаимодействия: стиль супружеских отношений, межличностные конфликты, способность к эмоциональной идентификации, акцентуации характера партнеров, усвоение половых ролей.

В качестве существенной характеристики межпартнерских отношений З. А. Янковой и соавт. [36] был выделен уровень стабильности отношений в супружеской паре. Факторами, влияющими на стабильность отношений в данной модели, являются согласованность супругов по ряду значимых для семьи проблем, взаимопонимание и эмоциональная идентификация с партнером, глубина и продолжительность конфликтов.

Т. М. Мишина [18], исследуя характер межличностных взаимоотношений в паре, описала различные модели отношений между супругами: 1) доминирование одного из супругов; 2) совместные решения; 3) раздельные решения. На материале анализа групп невротиков автором выделено 3 типа невротических отношений в парах: 1) "соперничество"; 2) "псевдосотрудничество"; 3) "изоляция". Так, при отношениях "соперничество" и "изоляция" проявляется тенденция к связи межличностного конфликта преимущественно с истерическим характером конфликта больного неврозом, при "псевдосотрудничестве" — неврастенический вариант. Кроме того, этим же автором для целей семейной диагностики и семейной психотерапии применялась методика, выявляющая сочетание иерархии актуальных потребностей (СИАП) [9]. В рамках этого метода каждому из партнеров предлагают расположить иерархически, по степени значимости, те моменты семейной жизни, в которых необходимо достигнуть согласия для гармонизации отношений. Применение этой методики позволяет выделить индивидуальные актуальные потребности и сравнить их соотношения у партнеров. Рассогласование в иерархиях потребностей может указать на существование актуального конфликта и механизмы его компенсации.

Г. Ф. Дейнега [9] предложил использовать комплекс методик (MMPI, 16PF, СБ, СИАП) для изучения уровня развития взаимодействия в паре в целях разработки тактики эффективной психотерапии сексуальных пар. Автором выделены на основании этих методов параметры, оценивающие состояние пациента и взаимоотношения в паре: психическая норма — патология, стабильность — нестабильность взаимоотношений, наличие актуальных психологических потребностей в поддержке партнера. По его мнению, подобный подход позволяет тонко анализировать процессы, происходящие в сексуальной паре, и определить глубину предполагаемого психотерапевтического вмешательства.

Многие авторы отмечают эффективность применения методики диагностики межличностных отношений (ДМО) Т. Лири при исследовании межпартнерских конфликтов между супругами [27]. В рамках этого подхода изучаются структура образа "Я" и система межличностных отношений индивида [27]. Модифицированный вариант методики позволяет дополнительно исследовать стабильность личности, сбалансированность отношений в паре [21]. Так, для диагностики межличностных отношений в семье испытуемому предлагается описать свое идеальное "Я", а затем дать оценку жене (мужу) и идеалу жены (мужа). Рассогласование идеала с актуальным образом оцениваемого лица является тонким индикатором когнитивного диссонанса у обследуемого. Базисными являются два аспекта отношений: доминирование — подчиняемость, агрессивность — доброжелательность.

Изучая структуру межличностных отношений в комплексной психологической диагностике сексологических больных, К. В. Подшивалов и В. П. Коломиец [19] использовали методики MMPI, ДМО, 16PF, тест рисуночной фрустрации Розенцвейга. На основании своего исследования авторы сделали вывод о том, что наличие сексуальных расстройств оказывает влияние на внутри- и межличностные отношения пациентов, приводя к дисгармонии в отношениях. Дисгармоничный характер этих отношений может являться фактором, усугубляющим и течение болезни, и отношение больного к заболеванию. Авторы подчеркивают, что результаты анализа внутри- и межличностных отношений позволяют сексологу определить стратегию и тактику эффективной работы с больными.

Для исследований характерологических особенностей и их связи с сексуальностью достаточно успешно применяется опросник, созданный Айзенком (EPI), который позволяет изучить взаимозависимости сексуального поведения и типа характера.

19

Например, экстраверты (независимо от пола) благодаря большей общительности и открытости активнее интровертов устанавливают контакт с лицами противоположного пола. Однако интровертированные женщины чаще предпочитают одного сексуального партнера в отличие от мужчин-интровертов, которые в этом отношении не отличаются от экстравертов [5, 11, 24].

Исследование связи типов характера с особенностями сексуальности приводится в работах отечественных авторов. По данным Г. С. Васильченко и Ю. А. Решетняка [2], причиной сексуальных расстройств в 16,6% случаев являются врожденные аномалии структуры личности, из которых на акцентуацию отдельных черт характера приходится 62% и на психопатию — 38%. Исследования В. В. Кришталя [12], как и данные А. Е. Личко и соавт. [16], свидетельствуют о существовании зависимости сексуальных проявлений от типа акцентуации черт характера. Так, при гипертимном типе акцентуаций отмечаются ранние пробуждение либидо и начало половой жизни, наличие мастурбации, при лабильном типе — флирт и ухаживание без попыток к половой жизни, при астено-невротическом — сексуальная астения, при сенситивном — убежденность в своей сексуальной неполноценности, при психастеничном — раннее сексуальное развитие, интенсивная мастурбация, при шизоидном — богатые эротические фантазии, сопровождающиеся мастурбацией при внешней асексуальности, при эпилептоидном — сексуальные эксцессы и склонность к садистическим тенденциям, при истероидном — театральность, демонстрация сексуальных переживаний, при неустойчивом — задержка сексуального развития. В. М. Маслов и соавт. [17] считают, что различные варианты девиаций сексуального развития обусловлены особенностями личности или чертами характера. Например, задержка психосексуального развития нередко сочетается с патохарактерологическим развитием личности и астеническим, психастеническим или истерическим типом психопатии. В то же время В. В. Кришталь [12] отмечает, что половые девиации могут наблюдаться и при отсутствии патологических черт характера и что нельзя четко на основе нарушения психосексуальнной ориентации охарактеризовать личность или наоборот.

Особую актуальность в сексологии приобретает исследование полоролевой идентичности. Так, Б. М. Ворник, Т. В. Говорун, Н. С. Кроль [4], изучая особенности полоролевого и сексуального поведения транссексуалов, использовали наряду с традиционными методиками (MMPI, опросник Леонгарда, 16PF), опросник S. Bem [38], позволяющий установить особенности полоролевой идентичности индивидуума. По результатам исследования авторы пришли к выводу, что независимо от биологических факторов в раннем онтогенезе транссексуалов в той или иной степени наблюдались патология полового воспитания или отсутствие адекватного образа полоролевого поведения. Чем сильнее ожидания окружающих блокируют личностную саморегуляцию индивида в желаемом поле, тем больше они являются стрессорным фактором, обусловливающим возникновение акцентуаций личности.

В работе, посвященной исследованию роли стереотипов полоролевого поведения в сексуально-психологических дисгармониях, Б. М. Ворник и Т. В. Говорун [3] также использовали, помимо стандартных методов исследования личности, методику S. Bem [38]. Согласно полученным результатам, сексуально-психологические дисгармонии и половые расстройства превалировали среди тех пар, где партнеры придерживались традиционнных моделей женского и мужского поведения. Иначе говоря, ограничения половых ролей стереотипизированными представлениями общества о норме и отклонениях значительно сужают пути достижения межличностной гармонии, а также самооценки "Я" мужчины или женщины в различных сферах деятельности.

Е. Т. Соколова [28] приводит результаты применения проективных методов для исследования искажений полового самосознания и образа физического "Я" у женщин-транссексуалов (методика косвенного исследования самооценки — КИС, тематический апперцептивный тест (ТАТ), Дембо-Рубинштейн, Рисунок человека). Эта серия методик позволила диагностировать различные аспекты самосознания во взаимосвязи когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов. По результатам исследования у транссексуалов выражены высокая конфликтность в сфере сексуальных ориентаций, высокий уровень притязаний, ориентированный на маскулинный эталон. Образ физического "Я" характеризуется крайне низкой когнитивной дифференцированностью, негативной эмоциональной оценкой своего телесного облика, неуверенностью в себе, трудностями самоконтроля телесных побуждений.

Таким образом, актуальность психологического исследования в сексологии традиционно определяется следующими задачами: выявление индивидуальных и системных предиспозиционных факторов в генезе сексуально-психологической дезадаптации и определение стратегии и тактики ее коррекции.

Психологические познания традиционно применяются в судебной экспертной практике для решения различных задач. Как отмечает И. А. Кудрявцев [13], общим для судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз является установление влияния особенностей психического состояния и личности на качество отражения и регуляции юридически значимого поведения подэкспертного в интересующий следователя (суд) момент. Конкретизируя пределы компетенции психолога и психиатра, он указывает, что психиатр определяет юридическое значение устанавливаемых психических расстройств (медицинский критерий). Психологические познания используются для оценки влияния психологических (неболезненных) факторов на степень произвольности поведения. Психолог определяет особенности регуляции психической деятельности или поведения подэкспертного, имеющие значение для дела (юридический или психологический критерий).

Ф. С. Сафуанов [25], расширяя возможные клинико-психологические задачи в судебно-психиатрической экспертизе, отмечает, что психолог может предоставлять клиницисту дополнительные патопсихологические данные в целях дифференциальной психодиагностики, устанавливать степень выраженности (глубины) имеющихся

20

у испытуемого психических расстройств, выявлять структуру нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, определять установки испытуемого по отношению к патопсихологическому исследованию и к ситуации экспертизы в целом.

Иначе говоря, можно выделить 2 основные экспериментальные психологические задачи, решаемые в экспертной практике: 1) дифференциальная диагностика симптомокомплексов; 2) оценка структуры и глубины нарушений психической деятельности.

При решении первой задачи психологом описывается патопсихологический симптомокомплекс — совокупность особенностей и нарушений психических процессов/свойств/состояний, относительно специфичных для той или иной клинической нозологии.

При решении второй задачи оценивается способность подэкспертного адекватно понимать значение своих поступков и полноценнно их регулировать. Это происходит как в отношении лиц с психическими аномалиями (исследование глубины нарушений), так и у лиц без психических аномалий, но с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством.

Теоретически и методологически адекватным для решения этих задач в рамках комплексной психолохо-психиатрической экспертизы является патопсихологическое исследование. Методы традиционного патопсихологического исследования направлены на оценку сохранности различных уровней регуляции деятельности (мотивационного, целевого, операционального) и предсказание системных нарушений, закономерно проявляющихся при нарушении одного фактора [10, 20, 23]. Экспериментальное патопсихологическое исследованние строится таким образом, чтобы при решении различных задач (мнестических, перцептивных, интеллектуальных и т. д.) осуществлялась нагрузка на определенное звено деятельности и фиксировался регулятивный потенциал этого звена (фактора) в определенных ситуациях. При этом реализуется оценка системных нарушений с общим фактором в основе различных видов деятельности. Патопсихологическое исследование является теоретически адекватным для определения потенциальной способности к реализации психических процессов и функций, поскольку оно построено по принципу функциональных проб, в которых моделируются процессы, релевантные различным видам деятельности (например, пробы на опосредованное запоминание, прогноз развития событий и т. д.). Кроме того, патопсихологическое обследование является очень чувствительным инструментом для выявления структуры нарушения психических процессов/качеств/состояний, сопутствующих тем или иным психическим заболеваниям. Например, описаны патопсихологические симптомокомплексы, наличие которых позволяет верифицировать различные клинические гипотезы [1, 13, 25].

Таким образом, патопсихологическое исследование позволяет решать дифференциально-диагностические задачи, определяя значимые для клинической диагностики патопсихологические симптомокомплексы, а также дает возможность провести анализ сохранности различных уровней регуляции деятельности в экспериментальной ситуации, что позволяет говорить о потенциальной способности к осуществлению регуляции на том или ином уровне. Блок патопсихологических методик может быть использован для проведения различных видов экспертного исследования, как комплексного, где психолог выступает в роли полноправного эксперта, так и в рамках судебно-психиатрической экспертизы, выделяя значимые дифференциально-диагностические симптомокомплексы.

При проведении судебно-сексологической экспертизы возникает необходимость в дополнительном исследовательском блоке, который позволял бы решать как дифференциально-диагностические задачи, так и оценивать возможность участия психологических факторов в регуляции поведения. При этом спектр экспертных задач, которые возможно решить с участием сексолога, достаточно широк в уголовном и гражданском праве. Это и вопросы экспертной оценки обвинямых в сексуальных правонарушениях, экспертиза сексуальной зрелости, экспертиза потерпевших от сексуальных деликтов, экспертиза спорных половых состояний и т. д. Очевидно, что при решении этих экспертных задач может возникнуть необходимость в использовании психологических разработок по указанным выше областям.

Решение дифференциально-диагностических задач и оценка регулятивного потенциала юридически значимых психических процессов по делам о сексуальных правонарушениях имеют определенную специфику.

Для оценки состояния психической деятельности, определяемого на момент проведения экспертизы, необходима проекция на обстоятельства деяния. Как отмечает О. Д. Ситковская [26], эта проекция не носит "линейного характера", поскольку состояние психической деятельности субъекта на момент экспертизы далеко не всегда соответствует его состоянию на момент деяния. Обычно для оценки актуальной способности используется сопоставительный анализ полученных в экспериментальном исследовании результатов с ретроспективным отчетом подэкспертного о развитии криминальной ситуации, а также с привлечением свидетельских показаний. Этим же автором отмечается ограниченность использования в экспертном исследовании методов, рассчитанных на выявление способности или неспособности к осуществлению элементарных интеллектуальных операций. Для решения различных экспертных задач способность субъекта к владению этими операциями имеет вспомогательное значение.

По мнению О. Д. Ситковской [26], предмет исследования эксперта-психолога должен быть релевантен уголовной ситуации и определяться специфическим кругом "информационных объектов", содержание которых ориентирует поведение и протекание психических процессов в уголовно-значимьгх ситуациях. Данные объекты представляют собой совокупность устных, письменнных, графических знаковых систем, фиксирующих определенные правила, запреты, последствия их нарушения. Иными словами, в психологическом экспертном исследовании должны использоваться экспериментальные ситуации, моделирующие определенные аспекты деятельности, релевантные юридически значимым процессам. Таким образом, достаточно оценить способность к усвоению норм ценностей ("информационных объектов"), регулирующих поведение в уголовно-релевантных ситуациях, и учитывать их при выборе вариантов поведения. Соответственно при проведении экспертиз по сексуальным правонарушениям возникает необходимость в исследовании полноты ориентировки испытуемого в "информационных объектах", имеющих отношение к сексуальной сфере. Такими "информационными объектами", релевантными

21

сексуальной сфере, являются психологические структуры, регулирующие поведение человека в ситуациях сексуального взаимодействия.

Сексуальное поведение в онтогенезе проходит длительный путь социализации, в результате которого оно приобретает социально опосредованный и полимотивированный характер. Как отмечает И. С. Кон [11], сексуальное по форме поведение может участвовать в удовлетворении многих потребностей: коммуникативной, познавательной, самоутверждения и др. Чем более полимотивированным является сексуальное поведение, тем более опосредованный характер оно носит, т. е. может включать в себя разнообразные промежуточные звенья (привлечение внимания, коммуникация, ухаживание и т. д.). Еще З. Фрейдом при обсуждении энергетической модели личности было высказано предположение о том, что благодаря процессу сублимации сексуальной энергии зрелая личность имеет возможность получения удовольствия от несексуальных действий. Фиксация же сексуальной энергии на какой-то области тела или объекте ограничивает ее участие в жизни человека и приводит к невротическим расстройствам (индивид не получает удовольствия от несексуальных действий), т. е. сексуальное влечение зрелого субъекта может частично удовлетворяться в разнообразных видах деятельности, не имеющих изначально сексуального характера. Иначе говоря, сексуальное поведение в ходе социализации приобретает все более опосредованный характер, включаясь в удовлетворение различных потребностей в процессе межличностного взаимодействия.

Вместе с тем способность к эмоциональному сопереживанию является необходимым компонентом для нормального формирования различных этапов психосексуального развития. Кроме того, как отмечают многие исследователи, способность к эмоциональному сопереживанию, учету состояний, мнений, оценок других людей при достижении собственных целей формируется в онтогенезе. Так, в работе В. А. Лабунской [15] было показано, что полоролевые стереотипы играют существенную роль в восприятии эмоциональных стимулов. Обнаружено, что при восприятии фемининных атрибутов испытуемые склонны приписывать объекту в большей степени эмоциональные характеристики, в то время как маскулинные атрибуты в большей степени ассоциируются с низкой эмоциональностью и инструментальными характеристиками в поведении.

Таким образом, трудности в произвольной регуляции сексуального поведения можно определить в психологическом плане, с одной стороны, как своеобразную десоциализацию сексуального поведения (при парафилиях например), при которой могут снижаться уровень полимотивированности сексуального поведения и его опосредованность. Так, в работе В. В. Гульдана и И. В. Цапенко [6] показано, что у личностей с сексуальными аномалиями мотивационная сфера перестраивается — образуются мономотивы, которые доминируют в иерархии потребностей. Такое упрощение сексуальной деятельности отражает утерю возможности регуляции с помощью социальных средств (норм, ценностей). Авторы [6] отмечают, что одним из существенных факторов, обусловливающих нарушение сексуального опредмечивания (формирование "мотивов-суррогатов"), может быть блокировка коммуникативного мотива, играющего в норме значительную роль при установлении контакта с сексуальным партнером. Это соотносится с данными о нарушении коммуникативной компетентности у сексуальных преступников. При этом сексуальное поведение может реализовывать какую-либо мотивационную линию (например, мотив самоутверждения — аномальной самоактуализации), что становится наиболее актуальным при осуществлении сексуальных агрессивных действий. С другой стороны, важным моментом в понимании причин недостаточной способности к регуляции сексуального поведения является его недостаточная социализация.

Как отмечают многие специалисты, на формирование представлений о стереотипах сексуального поведения влияет своевременность сексуального развития, которое является необходимой предпосылкой оценки сексуального характера совершаемых другим субъектом действий. Следует отметить, что представления, связанные с полом, на каждом этапе психосексуального развития претерпевают определенные изменения и участвуют в решении различных задач.

Современные исследования [39] свидетельствуют о том, что правильно усвоенные полоролевые стереотипы определяют успешность запоминания наиболее привычных объектов (соответствующих полу), облегчают процесс принятия решения и регуляции поведения в ситуациях, требующих участия полоролевых стереотипов, влияют на понимание состояний, намерений других людей. Если процесс формирования полоролевых структур личности нарушен, то возможность их участия в процессах восприятия и понимания информации, связанной с полом (в том числе и сексуального характера), в принятии решений и регуляции поведения в ситуациях сексуального взаимодействия будет существенно ограничена.

Очевидно, что при экспертном исследовании в судебной сексологии возникает необходимость анализа структур, участвующих в регуляции сексуального поведения и отражающих степень его социализации и опосредованности.

Прежде всего это особенности интериоризации полоролевых стереотипов: 1) представление о половой роли (когнитивный аспект); 2) отношение к ней (эмоциональный аспект); 3) отождествление с ней (идентификационный аспект); 4) ее включенность в систему полоролевых и сексуальных предпочтений (мотивационный аспект); 5) соответствие представлениям о паттернах взаимодействия с людьми своего и противоположного пола (поведенческий аспект).

Изучение этих аспектов в экспертном исследовании сексуальных преступлений является необходимым, поскольку адекватно усвоенная половая роль помогает решению нескольких задач: 1) задает определенные правила межпартнерского взаимодействия; 2) облегчает принятие решения в ситуациях сексуального и полоролевого взаимодействия,

22

предопределяя некоторые сценарии сексуального поведения в типичных ситуациях, задавая ценности, нормы, правила, стандарты поведения; 3) предполагает достаточно широкий диапазон способов полоролевого поведения и возможностей самореализации личности; 4) определяет возможности категориального и эмоционального восприятия "информационных объектов", связанных с сексуальной сферой.

Кроме того, психологический анализ сексуальной сферы должен включать в себя исследование способности понимать эмоциональное состояние другого человека, сопереживать ему, действовать в соответствии с потребностным состоянием другого человека.

Согласно концепции Н. С. Курека [14], эмоциональная активность трактуется как "нецеленаправленное, непроизвольное изменение психической активности, связанное с восприятием эмоциогенных стимулов, их субъективной переработкой и выражением вовне эмоционального отношения к воспринятому, характеризующееся приятным — неприятным тоном, положительным — отрицательным знаком, определенной модальностью (радость, страх, гнев, печаль)". Соответственно в эмоциональной активности выделяют 3 компонента: импрессивный — восприятие, оценка и осознание эмоций и эмоциогенных стимулов; субъективный — их субъективная переработка; экспрессивный — выражение своего отношения к ним. Универсальность данной модели позволяет подвести ее под существующие феномены поведения лиц с отклоняющимся сексуальным поведением. Использование модели эмоциональной активности дает возможность показать роль ее нарушенных компонентов в этиологии и патогенезе парафильного поведения. Комплексное применение методик, направленных на исследование эмоциональной сферы, позволяет проводить анализ нарушений в двух направлениях: с одной стороны, вычленение когнитивного, эмоционального и поведенческого аспектов коммуникации, с другой — анализ поэтапного развертывания акта коммуникации. Выделенные таким образом структурный и поэтапный анализы позволяют получить существенные и значимые представления о роли эмоциональной активности в формировании психологических механизмов межличностного восприятия при девиатном сексуальном поведении [7, 30].

Очевидно, что анализ динамики юридически значимых процессов/качеств/состояний в экспертном исследовании обвиняемых, свидетелей, потерпевших, проходящих по делам, связанным с сексуальными преступлениями, будет недостаточно полным без изучения вышеуказанных аспектов. Они могут оказывать существенное влияние на процессы восприятия и выбора сексуального объекта, принятия решения о взаимодействии с ним, коррекции поведения в соответствии с состоянием другого человека и т. д.

Таким образом, можно выделить 2 основные предметные сферы психологического исследования в судебной сексологии:

1) специфические характеристики личности, имеющие отношение к сфере полового самосознания и включающие полоролевую идентичность; представления о стереотипах поведения и функциях, характеризующих мужчин или женщин в данном обществе и отношение к ним; представления о паттернах поведения индивида в соответствии с поло-возрастными стереотипами или коррелятами этих стереотипов; установки, ценности индивида в отношении стереотипного или коррелирующего с ним поведения того или иного пола; установки, ценности индивида в отношении представителя другого пола (особенности эмоционального восприятия), особенности интериоризированности половой роли;

2) особенности межличностного взаимодействия, социальные коммуникативные навыки, способность к установлению, поддержанию и выходу из контакта, к эмоциональному сопереживанию другому человеку; возможности прогноза поведения другого человека; особенности эмоционального межличностного восприятия; способы разрешения межличностных конфликтов.

Психологическое исследование сексуальной сферы позволяет объективизировать и верифицировать данные сексологического исследования, а также раскрыть целый пласт психологических феноменов, относящихся к психосексуальной сфере.

Если традиционно предметом исследования эксперта-психолога выступают закономерности и особенности протекания и структуры психических процессов (психической деятельности), имеющих юридическое значение и влекущих определенные правовые последствия, то предметом психологического исследования в судебной сексологии являются структура и динамика юридически значимых психических процессов/качеств/состояний в условиях взаимодействия со специфическими "информационными объектами", участвующими в регуляции сексуального поведения.

Направленное психологическое исследование сексуальной сферы в судебной сексологии может проводиться наряду с традиционным патопсихологическим блоком и быть нацелено на решение следующих задач:

1) диагностических — в данном случае исследование позволяет выделить диагностически значимые симптомокомплексы для решения сексологических задач (уточнение степени сформированности структур полового самосознания структуры сексуальных предпочтений, представлении о паттернах полоролевого поведения и т. д.);

2) регулятивных, в которые входит оценка регулятивного потенциала структур, участвующих в регуляции сексуального поведения; в данном случае предметом психологического исследования являются юридически значимые психические процессы в условиях взаимодействия со специфическими "информационными объектами", ориентирующими поведение подэкспертного в сексуальной сфере (процессах выбора партнера, восприятия и понимания действий сексуального характера, степени произвольности сексуального поведения и т. д.).

Блок психологического исследования, нацеленный на изучение сексуальности, может быть применен наряду с традиционным патопсихологическим, с тем, чтобы расширить возможности экспертного

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/periodica/RPJ/rp202/rp202017.htm