Психология
ДОШКОЛЬНИК
Е. В. ГОРШКОВА
О «говорящих»
движениях
и чудесных
превращениях
Учебно-методическое
пособие
ДРОФА
МОСКВА•2007
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Горшкова. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях: Учебно-методическое пособие | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
Психология
ДОШКОЛЬНИК
Е. В. ГОРШКОВА
О «говорящих»
движениях
и чудесных
превращениях
Учебно-методическое
пособие
ДРОФА
МОСКВА•2007
УДК | 159.922.7 |
Серия основана в 2006 году | |
Горшкова, Е. В. | |
Г70 | О «говорящих» движениях и чудесных превращениях: учебно-методическое пособие / Е. В. Горшкова. — М.: Дрофа, 2007. — 79, [1] с. — (Дошкольник. Психология). ISBN 978-5-358-02651-3 Книга раскрывает специфику обучения дошкольников языку выразительных движений. Содержит описание игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей ребенка. Пособие адресовано педагогам дошкольного образования, студентам педагогических вузов, родителям детей старшего дошкольного возраста. |
УДК 159.922.7
ББК 88.8
|
Серия «Дошкольник. Психология»
Горшкова Елена Викторовна
О «ГОВОРЯЩИХ» ДВИЖЕНИЯХ
И ЧУДЕСНЫХ ПРЕВРАЩЕНИЯХ
Учебно-методическое пособие
Зав. редакцией Т. И. Оверчук. Ответственный редактор
Т. М. Забелова. Оформление А. Л. Кашеков
Художник В. А. Щербаков. Художественный редактор Т. А. Гущина
Технический редактор Т. В. Серпикова. Компьютерная верстка
В. В. Ивлиева. Корректор Е. Е. Никулина
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.24.953.Д.006499.07.06 от 26.07.2006.
Подписано к печати 25.06.07. Формат 84Ч1081/32.
Бумага типографская. Гарнитура «Школьная». Печать офсетная.
Усл. печ. л. 4,2. Тираж 5000 экз. Заказ № 779.
ООО «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49.
Предложения и замечания по содержанию и оформлению книги просим
направлять в редакцию общего образования издательства «Дрофа»:
127018, Москва, а/я 79. Тел.: (495) 795-05-41. E-mail: chief@drofa.ru
По вопросам приобретения продукции издательства «Дрофа»
обращаться по адресу: 127018, Москва, Сущевский вал, 49.
Тел.: (495) 795-05-50, 795-05-51. Факс: (495) 795-05-52.
Торговый дом «Школьник». 109172, Москва, ул. Малые Каменщики,
д. 6, стр. 1А. Тел.: (495) 911-70-24, 912-15-16, 912-45-76.
Сеть магазинов «Переплетные птицы». Тел.: (495) 912-45-76.
Интернет-магазин: http://www.drofa.ru
Отпечатано в ОАО «Домодедовская типография».
г. Домодедово, Каширское ш., д. 4. корп. 1.
ISBN 978-5-358-02651-3 | © ООО «Дрофа», 2007 |
Вопросы и ответы для родителей
и педагогов
Детство — чудесный возраст, особенно период, когда ребенок еще не ходит в школу. И чудесен он не потому, что это беззаботное время, как ошибочно считают взрослые. Нет. Это возраст, когда маленький человек при создании необходимых условий живет в мире чудес и воспринимает их как радостное, удивительное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок легко, как никогда потом, позволяет своей фантазии творить небывалые «чудеса». Психологи установили, что дошкольный возраст — чрезвычайно благоприятный период для формирования такого необходимого в творчестве психического процесса, как продуктивное воображение (или, проще говоря, «придумывание нового»). И если в этот период жизни упущены возможности для развития воображения, то позже восполнить их очень трудно. Поэтому так важно, чтобы окружающие взрослые помогали дошкольнику пробовать себя в творчестве и побуждали его к этому как можно раньше, лишь только у ребенка появятся первые, пусть даже самые элементарные умения и навыки. Ведь известно, что раннее развитие детского творчества — это условие для дальнейшего активного прогресса творческих качеств личности.
На какой вид творчества следует обратить
внимание, чтобы развивать воображение ребенка?
Для ответа на этот вопрос следует упомянуть о возрастных особенностях детского воображения.
Известный отечественный психолог Л. С. Выготский, говоря об особенностях этого психического процесса у детей, подчеркивал его двигательную природу, действенность воссоздания образов «при посредстве собственного тела». Становится понятным, сколь
значимую роль может играть движение, а точнее — образное движение в развитии продуктивного воображения и творчества. Вот почему наше внимание обращается на тот вид детского творчества, где образные движения используются как главное средство создания творческого продукта — двигательно-пластических образов. Такой вид творчества называется образно-пластическим.
Образно-пластическое творчество — это и придумывание («изобретение», «сочинение») двигательно-пластического образа, и его выразительное исполнение. В силу импровизационного характера детского творчества эти два процесса неотделимы друг от друга, хотя по сути своей они различны.
«Сочинительское» творчество — это придумывание ребенком собственных способов построения того или иного двигательно-пластического образа, т. е. своеобразного соединения, сочетания движений, подобранных в соответствии с заданным содержанием. Чем оригинальнее выбранные движения и их сочетания, тем больше оснований называть такую деятельность творческой. Об оригинальности можно судить, сравнивая построенный ребенком двигательно-пластический образ с его прошлыми пробами, в которых подобных «решений» не встречалось (или с «решениями» других детей в том же задании). Иногда продуктом «сочинительского» творчества могут стать не только отдельные образы, но и небольшие законченные композиции — маленькие истории, рассказанные языком движений.
Исполнительским творчеством (или творческим исполнением двигательно-пластического образа) является перевоплощение, «вживание» в заданный образ. Безошибочный признак исполнительского творчества — яркая индивидуальная манера такого перевоплощения. Кроме этого, можно заметить, что ребенок перестраивает, изменяет привычную пластику движения, стараясь двигаться так, как это присуще воплощаемому персонажу, и включает в образное движение все тело, что также является признаками творчества в исполнении.
«Сочинительское» образно-пластическое творчество можно сравнить с сочинением текста, а творческое исполнение — с его выразительным прочтением. И то и другое невозможно без знания языка — чтобы сочинять, нужно не только знать отдельные слова, но и уметь связывать их в осмысленные речевые построения. Чтобы выразительно произносить текст, необходимо понимать содержание и уметь доносить его до слушателя. Следовательно, возвращаясь к теме нашего разговора, можно утверждать, что образно-пластическое творчество невозможно без умения произвольно пользоваться языком выразительных движений. Этот вывод подтверждается и специальными научными исследованиями.
Что такое язык выразительных движений?
Это система невербальных (несловесных) двигательно-пластических сигналов, знаков и символов, которые используются людьми в повседневном общении. Выразительные движения — неотъемлемый компонент эмоций. Нет такой эмоции, которая бы не выражалась во внешних движениях тела. По мимике, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению (или расслаблению) его мускулатуры, характеру и темпу дыхания можно «прочитать», что чувствует этот человек, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и т. д.
Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для этого движения, жесты, звуки, интонацию голоса. Иными словами, первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. К трехлетнему возрасту дети уже достаточно выразительны в своих невербальных проявлениях как в общении, так и в играх. Может показаться, что все необходимое для образно-пластического творчества уже есть, остается только побуждать ребенка к этому. Однако, выполняя творческие задания, дети как будто совершенно теряют свою способность «говорить» движениями и оказываются
беспомощными, косноязычными, маловыразительными. В чем же дело?
Оказывается, что в повседневном общении дети (как в большинстве случаев и взрослые) пользуются языком движений непроизвольно, бессознательно. А для решения творческих задач необходимо уметь применять его осмысленно, произвольно. Научиться этому ребенок может только в результате специально организованного, целенаправленного обучения языку выразительных движений.
Зачем нужно обучение языку выразительных
движений?
В повседневной жизни ребенок осваивает выразительные движения стихийно, путем подражания родителям, другим взрослым членам семьи, бессознательно используя эти жесты, манеру в своем поведении — что-то более активно, а что-то нет. Иной раз мама или папа могут неосознанно транслировать (передавать) своему ребенку привычные жесты и приемы поведения, которые сами за собой не замечают. Но, увидев «отражение» в своем ребенке, удивляются, откуда это у него. Бывает так, что удивление родителей вызывает и то, что их ребенок не владеет, казалось бы, элементарными, само собой разумеющимися умениями: не может подойти к другому ребенку познакомиться, включиться с ним в игру, поделиться игрушками; не умеет ловко и естественно выполнить простейшее движение, жест, а тем более использовать их в творчестве. Часто родители, обнаружив это, пытаются наскоро подсказать ребенку, что и как делать. Но не добившись сразу ожидаемого результата, сердятся, упрекая ребенка в непонятливости, неспособности и тем самым внушают ему неуверенность в себе. На самом деле всему надо учить последовательно — и без освоения «азов» нельзя переходить к более сложным задачам. Понимая это, многие родители ведут своих детей в студии, кружки, школы эстетического развития — к профессиональным педагогам.
Но и самим родителям в этом смысле многое по силам, если следовать предложенным здесь рекомендациям.
• Детская психология → Возрастные особенности
• Педагогика, образование → Дошкольное воспитание. Дошкольная педагогика