Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

Е. В. Горшкова

ОТ ЖЕСТА К ТАНЦУ

СЛОВАРЬ ПАНТОМИМИЧЕСКИХ
И ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ДВИЖЕНИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5—7 ЛЕТ

Пособие для музыкальных руководителей ДОУ

Москва
Издательство «Гном и Д»

2

ББК 74.100.5
Г 62

 

Горшкова Е. В.

Г 62

От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5—7 лет. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ. — М.: Издательство «Гном и Д», 2004. — 144 с.

ISBN 5-296-00292-Х

«Словарь пантомимических и танцевальных движений» — одна из трех книг комплекта пособий под общим названием «От жеста к танцу» и является необходимым справочным приложением к методике развития у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку движений (сама методика подробно представлена в 1-й книге).

В «Словаре» описываются значения и способы выполнения простейших жестов и танцевальных движений. Знакомство взрослого с этим материалом помогает ему развивать у детей осмысленное отношение к выразительным движениям и способность произвольно использовать их в двигательно-пластическом творчестве (в танце).

Текстовый материал сопровождается иллюстрациями.

Для музыкальных руководителей детских садов, педагогов и психологов.

ББК 74.100.5

Авторы и издательство благодарят
мастерскую-студию “СИНЕРГИЯ” (sinergia-studio@mail.ru)
и лично Юрия Петровича Боровского
и Дмитрия Ивановича Петровского за помощь,
оказанную в издании данной книги.


ISBN 5-296-00292-Х

© Е. В. Горшкова, 2003

© Оформление. Издательство «Гном и Д», 2004.

3

Предисловие

«Словарь пантомимических и танцевальных движений» — одна из трех книг комплекта пособий под общим названием «От жеста к танцу»1 и является необходимым справочным приложением к методике развития у дошкольников творчества в танце (описанной в книге «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце» — М., 2004).

Главная идея методики — научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения — сначала на материале простейших упражнений и этюдов, а затем в развернутых сюжетных танцах и музыкально-пантомимических спектаклях, в импровизации детьми собственных танцевальных композиций.

В «Словаре» не только описываются способы выполнения простейших жестов и движений народного танца. Здесь, прежде всего, раскрываются значения этих движений, что поможет педагогам подводить детей к осмысленному их освоению и произвольному использованию в качестве выразительного языка — в танце.

Описания движений в данном издании дополнены соответствующими иллюстрациями.

На текущий момент содержание «Словаря» значительно шире разработанной системы музыкально-пластических заданий (представленных в двух первых книгах «От жеста — к танцу»). Это создаёт базу для дальнейшей её разработки и придумывания новых упражнений, этюдов,

4

танцев, в которых движения в композиции выстраиваются по принципу смысловых связей, и — в силу этого — помогает детям осмысливать образное содержание и творчески воплощать его в танце.

Материал «Словаря» — первая и единственная на сегодняшний день попытка представить своеобразный справочный материал для педагогов, работающих с детьми в области развития у них выразительных движений, творчества в танце. Чтобы донести этот материал детям, педагогу требуется творчески переработать его и «подать» в форме игровых музыкально-пластических, танцевальных упражнений с необходимыми краткими пояснениями.

«Словарь понтономических и танцевальных движений» может использоваться не только как приложение к методике развития у дошкольников творчества в танце, но и в качестве самостоятельного справочного пособия, интересного для педогогов, психологов, студентов, родителей.

Необходимо сказать, что методика, в рамках которой создан «Словарь пантономических и танцевальных движений», разработана на основе материалов педагогического исследования, выполненного в 1987—89 годы в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В связи с этим хотелось бы поблагодарить доктора психологических наук К. В. Тарасову, под чьим непосредственным руководством проходило это исследование и кому принадлежит идея создания подобного пособия для практиков, а также заслуженного артиста РСФСР А. А. Борзова за консультации по вопросам танцевального искусства и критические замечания. Большое спасибо доктору искусствоведения В. В. Медушевскому за высокую оценку и поддержку нашей работы! Хочется с особой признательностью вспомнить доктора психологических наук Л. А. Венгера, заведующего лабораторией психологии, где выполнялось наше исследование, поблагодарить сотрудников этой лаборатории.

5

Отдельная благодарность — всем тем, чьи усилия помогли данному пособию увидеть свет: В. Ю. Баскакову — выпустившему 1-е издание (1993 г.), А. П. Казакову — издателю данного переработаного и иллюстрированного варианта, художникам Е. Громовой и Д. Кудрякову, выполнившим рисунки по эскизам автора.

6

Общая характеристика
и структура словаря

Словарь представляет собой перечень пантомимических и танцевальных движений, доступных дошкольникам для осмысления и выполнения в качестве единиц языка движений, посредством которого может передаваться образное содержание в танце. По сути, эти единицы составляют ядро танцевально-пантомимической лексики, объем которого является достаточным для сочинения и исполнения детьми связных, стилистически своеобразных невербальных высказываний, составляющих текстовую основу (композицию) сюжетного танца.

В отличие от более ранних попыток педагогов очертить некоторый доступный дошкольникам репертуар движений для танца1, в данном Словаре содержатся не только описания способов выполнения движений, но и, прежде всего, раскрываются значения, обобщенно-образное содержание каждого из этих движений. Это поможет педагогам сначала самим воспринять и понять движения как носители образного содержания, а затем подводить детей к осмысленному освоению этих движений, произвольному использованию их в качестве выразительного языка в танце.

Главная особенность Словаря — в том, что впервые в одной книге объединены и пантомимические, и танцевальные движения, рассматриваемые не просто как элементы, из которых возможно создать композицию детского танца, но как единицы языка движений, каждой из которых присуща содержательность. Только у пантомимических движений, близких повседневной пластике и жестикуляции, она — более определённая, порой вполне конкретная; у танцевальных же движений, отличающихся своеобразием двигательно-пластической формы, содержательность — более обобщенная.

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/Gojs/GOJS-001.HTM