УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН
И. В. Пономарев
ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Москва
2009
Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих
Пономарев. Возрастная социализация в традиционном обществе | Скрыть структуру | Описание | Страница | Версия для печати |
УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН
И. В. Пономарев
ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
Москва
2009
Работа выполнена в Центре цивилизационных
и региональных исследований
Научный редактор
А. В. Коротаев
Рецензенты:
д. психол. н. Б. Г. Мещеряков,
к. филос. н. В. В. Глебкин
И. В. Пономарев. Возрастная социализация в традиционном обществе. М.: Институт Африки РАН, 2009. — 201 с.
В работе взамен традиционного для социокультурной антропологи анализа с акцентом на социальное или традиционного для кросс-культурной психологии анализа с акцентом на психическое предлагается подход, делающий объектом научной проблематики и исследования отношение между социальным и индивидуальным. По мнению автора, основывающемуся на теории Л. С. Выготского, это отношение дано в переживании личностью социоиндивидуального взаимодействия, в частности возрастного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе передачи знаний, навыков и морально-этических норм; само сознание человека формируется в онтогенезе на основе индивидуальных переживаний тех социальных отношений, которые ему доступны. Такой подход позволяет косвенно судить о строении сознания и личности индивида в традиционном обществе по тем структурам, функциям и социальным институтам, которые в этом обществе имеются. С другой стороны, он позволяет соотнести данные, полученные косвенным путем, с экспериментальными данными о сознании, повышая таким образом достоверность нашего понимания, что такое сознание человека.
На обложке «настенная роспись в доме нупе» из книги «Религия нупе» З. Ф. Наделя (Лондон, 1954).
ISBN 978-5-91298-044-2 | © Институт Африки РАН, 2009 © И. В. Пономарев, 2009 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение (к постановке проблемы исследования) | 7 |
Глава 1. Концепции социально-психологического развития | 13 |
1.1 Концепции отечественной антропологии | 13 |
1.1.1 Подход К. П. Калиновской к проблеме «возрастных групп» | 13 |
1.1.2 Социология племени Н. М. Гиренко | 15 |
1.1.3 Общая историография вопроса | 17 |
1.2 Концепции зарубежной антропологии | 19 |
1.2.1 Маргарет Мид о подростковом кризисе | 20 |
1.2.2.1 Проблема и условия исследования | 20 |
1.2.2.2 Кризис 13 лет: есть или нет? | 21 |
1.2.2 Особенности подхода У. Д. Хамбли | 26 |
1.3 Концепция симпрактической культуры | 29 |
1.4 Концепция лингвогенеза И. М. Дьяконова | 30 |
Глава 2. Изучение социоиндивидуального взаимодействия в единстве социальных связей | 36 |
2.1 Зигфрид Фредерик Надель | 36 |
2.2 Нупе Нигерии | 37 |
2.2.1 Проблемы терминологии | 37 |
2.2.1.1 Термин «нупе» | 38 |
2.2.1.2 Термин «ритуал» | 42 |
2.2.1.3 Термин «религиозный ритуал» | 45 |
2.2.1.4 Термин «возрастной ранг» | 48 |
2.2.2 Ритуальное социоиндивидуальное взаимодействие | 53 |
2.2.2.1 Обучение подростков | 53 |
2.2.2.2 Закрепление социальных навыков | 55 |
2.2.2.3 Гендерный фактор | 58 |
2.2.2.4 Ритуал «gani» | 60 |
2.2.3 Другие виды социоиндивидуального взаимодействия | 64 |
2.2.3.1 Коллективная трудовая деятельность | 64 |
2.2.3.2 Социально-психологический институт ведовства | 68 |
2.2.3.3 Практики и верования | 74 |
2.2.3.4 Ислам у нупе | 77 |
2.2.4 Ригидность социальных отношений (вместо заключения) | 79 |
2.3 Некоторые выводы | 82 |
Глава 3. Социальные и социально-психологические соответствия | 91 |
3.1 Социальные сопоставления | 91 |
3.1.1 В. Тернер и ндембу Замбии | 91 |
3.1.1.1 Термин «символ» (Тернер versus Надель?) | 91 |
3.1.1.2 Два контекста символа и ритуала | 93 |
3.1.1.3 Социальная структура ндембу | 95 |
3.1.1.4 Ритуал возрастной инициации | 98 |
3.1.1.5 Практико-семиотическое единство ритуала | 101 |
3.1.2 Азанде Э. Эванса-Причарда | 105 |
3.1.2.1 Основные термины | 105 |
3.1.2.2 Ведовство у азанде | 108 |
3.1.2.3 Ведовство и дети | 111 |
3.1.3 Африканское ведовство по М. Дуглас (к вопросу о социогенезе) | 114 |
3.1.3.1 Некоторые термины | 114 |
3.1.3.2 Интенсификация ведовства | 115 |
3.1.3.3 Место азанде и нупе в социогенетической схеме М. Дуглас | 117 |
3.1.4 Некоторые выводы | 119 |
3.2 Социально-психологические сопоставления | 121 |
3.2.1 Исследование грамотности в Либерии | 121 |
3.2.1.1 О специфическом и неспецифическом влиянии грамотности | 122 |
3.2.1.2 Продуктивность тестовых методик | 124 |
3.2.1.3 Основная проблема исследования С. Скрибнер и М. Коула | 125 |
3.2.2 Сопоставление с отечественными кросс-культурными исследованиями | 126 |
3.2.2.1 Опыты на классификацию | 126 |
3.2.2.2 Опыты с силлогизмами | 129 |
3.2.2.3 Развитие самосознания и самооценки | 130 |
3.2.2.4 Исследования П. Тульвисте | 132 |
3.2.3 Переосмысление данных М. Коула и С. Скрибнер | 134 |
3.2.3.1 Письменная речь | 134 |
3.2.3.2 Устная речь | 137 |
3.2.3.3 Задача на расшифровку | 139 |
3.2.4 Некоторые выводы | 142 |
4. Заключение | 149 |
4.1 Возрастные кризисы в традиционном обществе | 149 |
4.2 Два вида социоиндивидуального взаимодействия (к типологии социопсихогенеза) | 151 |
5. Приложение | 156 |
5.1. Анализ гносеологических оснований проекта науки о детском развитии (педологии) Л. С. Выготского | 156 |
5.1.1 Методологические основания педологии | 156 |
5.1.2 Эвристический конструкт «сознание» и его семантические связи | 160 |
5.1.2.1 Термины «сознание» и «личность» | 160 |
5.1.2.2 Соотношение терминов «сознание» и «личность» | 162 |
5.1.2.3 Термин «новообразование» | 164 |
5.1.2.4 Термин «социальная ситуация развития» | 165 |
5.1.2.5 Термин «возраст» (к постановке проблемы исследования) | 166 |
5.1.3 Функции, структуры и генезис сознания | 169 |
5.1.3.1 Соотношение терминов «сознание», «личность» и «психологические функции» | 169 |
5.1.3.2 Термины «низшие» и «высшие» психологические функции | 172 |
5.1.3.3 Термин «система» (функциональная типология сознания) | 175 |
5.1.3.4 Типология психологических функций | 178 |
5.1.4 Смысловое и системное строение сознания | 179 |
5.2 Тезаурус | 186 |
5.3 Список литературы | 187 |
5.4 Указатель | 193 |
5.5 Summary | 199 |
...моей матери посвящается