Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

1

УЧРЕЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
ИНСТИТУТ АФРИКИ РАН

И. В. Пономарев

ВОЗРАСТНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ
В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Москва
2009

2

Работа выполнена в Центре цивилизационных
и региональных исследований

Научный редактор
А. В. Коротаев

Рецензенты:
д. психол. н. Б. Г. Мещеряков,
к. филос. н. В. В. Глебкин

И. В. Пономарев. Возрастная социализация в традиционном обществе. М.: Институт Африки РАН, 2009. — 201 с.

В работе взамен традиционного для социокультурной антропологи анализа с акцентом на социальное или традиционного для кросс-культурной психологии анализа с акцентом на психическое предлагается подход, делающий объектом научной проблематики и исследования отношение между социальным и индивидуальным. По мнению автора, основывающемуся на теории Л. С. Выготского, это отношение дано в переживании личностью социоиндивидуального взаимодействия, в частности возрастного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе передачи знаний, навыков и морально-этических норм; само сознание человека формируется в онтогенезе на основе индивидуальных переживаний тех социальных отношений, которые ему доступны. Такой подход позволяет косвенно судить о строении сознания и личности индивида в традиционном обществе по тем структурам, функциям и социальным институтам, которые в этом обществе имеются. С другой стороны, он позволяет соотнести данные, полученные косвенным путем, с экспериментальными данными о сознании, повышая таким образом достоверность нашего понимания, что такое сознание человека.

На обложке «настенная роспись в доме нупе» из книги «Религия нупе» З. Ф. Наделя (Лондон, 1954).

 

ISBN 978-5-91298-044-2

© Институт Африки РАН, 2009

© И. В. Пономарев, 2009

3

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение (к постановке проблемы исследования)

7

Глава 1. Концепции социально-психологического развития

13

1.1 Концепции отечественной антропологии

13

1.1.1 Подход К. П. Калиновской к проблеме «возрастных групп»

13

1.1.2 Социология племени Н. М. Гиренко

15

1.1.3 Общая историография вопроса

17

1.2 Концепции зарубежной антропологии

19

1.2.1 Маргарет Мид о подростковом кризисе

20

1.2.2.1 Проблема и условия исследования

20

1.2.2.2 Кризис 13 лет: есть или нет?

21

1.2.2 Особенности подхода У. Д. Хамбли

26

1.3 Концепция симпрактической культуры

29

1.4 Концепция лингвогенеза И. М. Дьяконова

30

Глава 2. Изучение социоиндивидуального взаимодействия в единстве социальных связей

36

2.1 Зигфрид Фредерик Надель

36

2.2 Нупе Нигерии

37

2.2.1 Проблемы терминологии

37

2.2.1.1 Термин «нупе»

38

2.2.1.2 Термин «ритуал»

42

2.2.1.3 Термин «религиозный ритуал»

45

2.2.1.4 Термин «возрастной ранг»

48

2.2.2 Ритуальное социоиндивидуальное взаимодействие

53

2.2.2.1 Обучение подростков

53

2.2.2.2 Закрепление социальных навыков

55

2.2.2.3 Гендерный фактор

58

2.2.2.4 Ритуал «gani»

60

2.2.3 Другие виды социоиндивидуального взаимодействия

64

2.2.3.1 Коллективная трудовая деятельность

64

2.2.3.2 Социально-психологический институт ведовства

68

2.2.3.3 Практики и верования

74

2.2.3.4 Ислам у нупе

77

2.2.4 Ригидность социальных отношений (вместо заключения)

79

2.3 Некоторые выводы

82

4

 

Глава 3. Социальные и социально-психологические соответствия

91

3.1 Социальные сопоставления

91

3.1.1 В. Тернер и ндембу Замбии

91

3.1.1.1 Термин «символ» (Тернер versus Надель?)

91

3.1.1.2 Два контекста символа и ритуала

93

3.1.1.3 Социальная структура ндембу

95

3.1.1.4 Ритуал возрастной инициации

98

3.1.1.5 Практико-семиотическое единство ритуала

101

3.1.2 Азанде Э. Эванса-Причарда

105

3.1.2.1 Основные термины

105

3.1.2.2 Ведовство у азанде

108

3.1.2.3 Ведовство и дети

111

3.1.3 Африканское ведовство по М. Дуглас (к вопросу о социогенезе)

114

3.1.3.1 Некоторые термины

114

3.1.3.2 Интенсификация ведовства

115

3.1.3.3 Место азанде и нупе в социогенетической схеме М. Дуглас

117

3.1.4 Некоторые выводы

119

3.2 Социально-психологические сопоставления

121

3.2.1 Исследование грамотности в Либерии

121

3.2.1.1 О специфическом и неспецифическом влиянии грамотности

122

3.2.1.2 Продуктивность тестовых методик

124

3.2.1.3 Основная проблема исследования С. Скрибнер и М. Коула

125

3.2.2 Сопоставление с отечественными кросс-культурными исследованиями

126

3.2.2.1 Опыты на классификацию

126

3.2.2.2 Опыты с силлогизмами

129

3.2.2.3 Развитие самосознания и самооценки

130

3.2.2.4 Исследования П. Тульвисте

132

3.2.3 Переосмысление данных М. Коула и С. Скрибнер

134

3.2.3.1 Письменная речь

134

3.2.3.2 Устная речь

137

3.2.3.3 Задача на расшифровку

139

3.2.4 Некоторые выводы

142

5

 

4. Заключение

149

4.1 Возрастные кризисы в традиционном обществе

149

4.2 Два вида социоиндивидуального взаимодействия (к типологии социопсихогенеза)

151

5. Приложение

156

5.1. Анализ гносеологических оснований проекта науки о детском развитии (педологии) Л. С. Выготского

156

5.1.1 Методологические основания педологии

156

5.1.2 Эвристический конструкт «сознание» и его семантические связи

160

5.1.2.1 Термины «сознание» и «личность»

160

5.1.2.2 Соотношение терминов «сознание» и «личность»

162

5.1.2.3 Термин «новообразование»

164

5.1.2.4 Термин «социальная ситуация развития»

165

5.1.2.5 Термин «возраст» (к постановке проблемы исследования)

166

5.1.3 Функции, структуры и генезис сознания

169

5.1.3.1 Соотношение терминов «сознание», «личность» и «психологические функции»

169

5.1.3.2 Термины «низшие» и «высшие» психологические функции

172

5.1.3.3 Термин «система» (функциональная типология сознания)

175

5.1.3.4 Типология психологических функций

178

5.1.4 Смысловое и системное строение сознания

179

5.2 Тезаурус

186

5.3 Список литературы

187

5.4 Указатель

193

5.5 Summary

199

6

...моей матери посвящается

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/PVs-2009/PVs-201.htm