Этот сайт поддерживает версию для незрячих и слабовидящих

45

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ В НЕЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Степень развития движений — важный показатель состояния здоровья ребенка, как физического, так и психического. При рассмотрении двигательной сферы целесообразно учитывать разные ее аспекты, такие, как развитие моторики, проявление в движениях эмоциональных состояний ребенка.

Развитие моторики

Моторика, или техника выполнения движений, характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т. д. Здесь внимание обращается на работу крупных мышц ног, корпуса, плечевого пояса (крупная моторика) и работу мелкой, тонкой мускулатуры кистей рук, пальцев (мелкая моторика). Если моторика развита хорошо, то это дает основание предполагать, что ребенок физически и психически развит нормально.

Проверка развития моторики может проводиться с разными целями, например для того, чтобы выявить достижения детей, их двигательные умения и навыки, приобретенные за год. Такая проверка требует довольно длительного времени, и воспитателю целесообразно проводить ее в течение года в форме наблюдения за каждым ребенком группы, руководствуясь при этом требованиями программы по соответствующему разделу. Возможен и другой подход, построенный по принципу индивидуального тестового обследования, позволяющий охарактеризовать развитие моторики ребенка по глобальным показателям и на этой основе установить его соответствие (или несоответствие) возрастным нормам.

Тесты (задания) для детей дошкольного возраста (начиная с 3 лет), предложенные здесь, направлены на выявление развития моторной координации, одного из основных компонентов движения. Большинство заданий представляют собой упражнения с предметами (в том числе физкультурными снарядами, атрибутами).

46

Для их выполнения ребенку нужно приноровить движения своего тела к особенностям того или иного предмета. Если у ребенка есть нарушения координации, то неточности в выполнении движений проявляются в том, что он задевает, роняет предмет или, наоборот, промахивается мимо него и т. п. Эти упражнения дают воспитателю возможность быстро и легко определить результат выполнения задания.

В конце года каждому ребенку той или иной возрастной группы предлагается по 3 задания. Два из них отражают развитие крупной моторики (упражнение со статично расположенными предметами и упражнение с подвижным предметом — мячом), третье выявляет работу мелкой моторики. Физические нагрузки в упражнениях соответствуют минимальной возрастной норме. Поэтому, когда ребенок не справляется с заданием, воспитателю следует дополнительно позаниматься с ним. Если же дошкольник не в состоянии выполнить аналогичное задание для более младшего возраста, то это тревожный сигнал, требующий не только усиленной дополнительной работы воспитателя с ребенком, но и, возможно, консультации у специалиста.

Тесты составлены с учетом требований типовой программы детского сада по разделу «Физическое воспитание»; выборочно используются тесты из методики Н. Озерецкого. Предлагаемые задания просты в организации и определении результатов, не требуют много времени и могут проводиться воспитателем на физкультурных занятиях, прогулке или в групповой комнате. Тестирование осуществляется индивидуально с каждым ребенком (так легче фиксировать результат).

ДЕТИ 3—4 ЛЕТ (вторая младшая группа)

1. Пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны (в удобном для ребенка темпе, но без остановок).

Невыполнение теста: ребенок останавливается во время продвижения по скамейке, сходит с нее (не дойдя до конца). При неудаче тест можно повторить, но не более 2 раз.

2. Ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3—4 раза подряд, в удобном для ребенка темпе, но без больших пауз).

Невыполнение теста: ребенок теряет мяч, не выполняя минимальной нормы.

При неудаче ребенку можно предложить 1—2 повторные попытки.

47

3. Перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, фишки, горошины и т. п. — всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую картонную коробку (10х10 см; высота стенок — 2,5 см); следить, чтобы ребенок взятый им предмет не бросал, а укладывал в коробку. Правши выполняют задание правой рукой, левши — левой, в удобном темпе, но без остановок.

Невыполнение теста: ребенок неточно захватывает предмет пальцами (промахивается, упускает, роняет); бросает предмет в коробку или, задевая ее, опрокидывает.

При неудаче ребенку можно предложить 1—2 повторные попытки.

ДЕТИ 4—5 ЛЕТ (средняя группа)

1. Перешагивать через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на опорах (на высоте 20 см от пола), руки на поясе.

Невыполнение теста: ребенок задевает ногами рейки лестницы при перешагивании; пытается удержать равновесие, хватаясь руками за лестницу; останавливается, долго переступает с ноги на ногу перед перешагиванием.

При неудаче можно предложить ребенку одну повторную попытку.

2. Подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками (не менее 3—4 раз подряд в удобном для ребенка темпе).

Невыполнение теста: ребенок теряет мяч, не выполняя минимальной нормы.

При неудаче можно предложить ребенку 1—2 повторные попытки.

3. Нанизывать бусины средней величины (или пуговицы) на толстую леску (или тонкий шнурок с жестким наконечником). Для удобства выполнения задания бусины (20 шт.) находятся в небольшой коробке на столе, откуда ребенок берет их по одной.

Невыполнение теста: ребенок не может продеть леску в бусину, роняет предметы; не завершает задание, оставив часть бусин ненанизанными.

При неудаче ребенку можно предложить повторную попытку (спустя какое-то время).

48

ДЕТИ 5—6 ЛЕТ (старшая группа)

1. Пройти по скамейке, перешагивая один за другим 3 набивных мяча (или предметы, их заменяющие), руки на поясе.

Невыполнение теста: ребенок задевает мячи; останавливается; долго переступает с ноги на ногу перед перешагиванием.

При неудаче можно предложить ребенку повторную попытку.

2. Отбивать мяч о землю (не менее 4—5 раз подряд в удобном для ребенка темпе). Выполняется сначала правой, потом левой рукой.

Невыполнение теста: ребенок теряет мяч, не выполняя минимальной нормы.

При неудаче можно предложить ребенку 1—2 повторные попытки.

3. Вдеть шнурок в ботинок (зашнуровать «крест-накрест») и завязать бантиком. Вместо ботинка можно использовать специально подготовленный плоский шаблон из твердого картона или тонкой фанеры, на котором отверстия (диаметр — 3—4 мм) расположены в 2 ряда (не менее 5 в каждом ряду, с интервалом 1,5 см; расстояние между рядами — 3 см).

Невыполнение теста: ребенок нарушает порядок шнурования, пропуская дырочки и т. п.; не может завязать бантик.

При неудаче можно предложить ребенку 1—2 повторные попытки.

ДЕТИ 6—7 ЛЕТ (подготовительная группа)

1. Бегать с преодолением препятствий: обежать «змейкой» кегли, стоящие на одной линии (5 штук с интервалом 60—70 см), преодолеть (перескоком с ноги на ногу) 5 «барьеров» один за другим (гимнастические палки на опорах в 15—20 см от пола), пролезть в большой обруч, поднятый над полом на 25—30 см.

Невыполнение теста: ребенок задевает (сбивает) предметы, переходит с бега на шаг или на бег с медленным продвижением вперед («бег на месте»).

При неудаче можно предложить ребенку еще одну попытку.

2. Подбросить мяч вверх двумя руками, хлопнуть в ладоши и поймать его двумя руками 5—7 раз подряд.

Невыполнение теста: ребенок теряет мяч; заметно затягивает паузу между ловлей и подбрасыванием мяча; пропускает хлопки.

При неудаче можно предложить ребенку еще 1—2 попытки.

49

3. Прикасаться по очереди концом большого пальца к кончикам пальцев той же руки (5, 4, 3, 2) и потом — в обратном направлении (2, 3, 4, 5); выполнять в подвижном темпе, сначала для правой руки, потом для левой.

Невыполнение теста: ребенок касается двух пальцев сразу; пропускает один из пальцев, касается несколько раз подряд одного и того же пальца (касание указательного пальца 2 раза подряд при смене направления ошибкой не считается).

При неудаче можно предложить ребенку еще по 1—2 попытки для каждой руки.

Показатели развития моторики

3—4 года:

— ребенок может пройти по гимнастической скамейке;

— ударяет мяч об пол и ловит его двумя руками (3—4 раза);

— перекладывает мелкие предметы (со стола в коробку).

4—5 лет:

— ребенок перешагивает через рейки гимнастической лестницы, горизонтально расположенной на высоте 20 см от пола;

— подбрасывает и ловит мяч двумя руками 3—4 раза подряд;

— нанизывает бусины на леску.

5—6 лет:

— ребенок способен пройти по скамейке, перешагивая набивные мячи;

— отбивает мяч о землю одной рукой 4—5 раз подряд;

— может продеть шнурок в ботинок и завязать бантиком.

6—7 лет:

— ребенок бегает, преодолевая препятствия: обегает кегли, пролезает в обруч и т. д.;

— подбрасывает и ловит мяч двумя руками с хлопком (5—7 раз подряд);

— может большим пальцем поочередно прикасаться к кончикам пальцев той же руки (от мизинца к указательному и обратно).

50

Проявление эмоциональных состояний
в движениях

То или иное эмоциональное состояние проявляется в индивидуальной манере воспроизведения движения, называемой выразительной моторикой. Она зависит от присущих ребенку особенностей пластики, его общего настроения в данный конкретный момент, его отношения к движению (выполняется оно увлеченно или принужденно) и т. п. Выразительная моторика включает мимику (движения мимической мускулатуры, определяющие различные выражения лица), пантомимику (осанка, поза, жестикуляция и др.) и «вокальную мимику» (высота и тембр голоса, интонации, динамика, темп речи, артикуляция и т. д.). По выразительной моторике судят об эмоциональном состоянии ребенка, которое может быть присуще ему постоянно (как черта характера) или вызывается конкретными обстоятельствами.

Опытный, внимательный воспитатель, ориентируясь по выразительной моторике того или иного ребенка, не затруднится ответить на вопрос об индивидуальных особенностях его эмоциональной сферы: склонен он радоваться или печалиться, насколько бурно проявляются его эмоции, изменчиво его настроение или он, напротив, «застревает» на каком-нибудь одном переживании и т. п. Большая часть тех внешних проявлений эмоциональной сферы, которые мы можем наблюдать непосредственно по движениям дошкольника, характеризует так называемый эмоциональный фон ребенка (его эмоциональное отношение к миру вообще, будь то мир людей или предметов), его чувствительность (одно и то же событие у кого-то вызывает переживания, а кого-то оставляет равнодушным), глубину эмоциональных переживаний, подвижность эмоции. Очевидно, что эти характеристики эмоциональной сферы в большой степени обусловлены как врожденными особенностями ребенка, так и его семейной ситуацией развития, и в них у разных детей может наблюдаться широкая вариативность индивидуальных проявлений. Казалось бы, индивидуальные особенности эмоциональных проявлений весьма устойчивы и неизменны, однако это не совсем так. Существуют две «линии», по которым могут проходить изменения в эмоциональной сфере ребенка.

Одна «линия» — это закономерные общевозрастные изменения. Они наблюдаются у любого ребенка, не имеющего задержек в развитии.

Какими бы ни были индивидуальные особенности, на протяжении

Адрес страницы: https://psychlib.ru/mgppu/DDv-1999/GRD-045.HTM