Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Соловьева, Елена Владимировна - Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворен...
Соловьева, Елена Владимировна - Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворен...
Доступно
3 из 3
3 из 3
Автореферат
Автор: Соловьева, Елена Владимировна
Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворен... : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
[Mental development of infants conceived through in vitro fertilization and their interaction with their mothers. Dissertation abstract for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Ph. D. (Psychology) Thesis.]
2016 г.
ISBN отсутствует
Автор: Соловьева, Елена Владимировна
Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворен... : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук
[Mental development of infants conceived through in vitro fertilization and their interaction with their mothers. Dissertation abstract for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Ph. D. (Psychology) Thesis.]
2016 г.
ISBN отсутствует
Автореферат
88.8 С60
Соловьева, Елена Владимировна.
Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворения, и их взаимодействие с матерями = [Mental development of infants conceived through in vitro fertilization and their interaction with their mothers. Dissertation abstract for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Ph. D. (Psychology) Thesis.] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.13 - Психология развития, акмеология / Елена Владимировна Соловьева, ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет". – Москва, 2016. – 26 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=348370 (дата обращения: 25.06.2024) . – Научный руководитель: кандидат психологических наук Ланцбург Марина Евгеньевна . – Защита состоится 16 июня 2016 г. на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета.
Цель исследования заключается в изучении психического развития детей раннего возраста, зачатых посредством ЭКО, и их взаимодействия с матерями, в сравнении с группой матерей и детей раннего возраста, зачатых спонтанно. Были использованы следующие методы: включенное наблюдение с использованием видеосъемки и последующим анализом видеозаписей, опрос, анализ медицинской документации, тестирование с использованием методик: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» (Э. Л. Фрухт), «Ранняя диагностика умственного развития» для детей 2—3 лет (Е. А. Стребелева), «Диагностика развития предметной деятельности» (Е. О. Смирнова и соавт.), анализ игрового взаимодействия матерей и детей (М. Е. Ланцбург), проективная методика «Родительские оценки детей» (М. Е. Ланцбург). Были получены следующие результаты: на первом году жизни частота встречаемости детей с условно-нормативным уровнем развития в группе ЭКО значительно ниже, чем в группе спонтанно зачатых; у детей, зачатых в результате нескольких (первых трех) попыток ЭКО, наблюдается положительная возрастная динамика: на втором году представленность нормы умственного развития возрастает и к концу раннего возраста достигает соответствующего показателя контрольной группы. При этом у детей, зачатых после многократных (четвертой и больше) попыток ЭКО, положительной возрастной динамики не наблюдается: во всех изученных возрастных срезах они существенно реже демонстрировали нормативный уровень развития, чем зачатые спонтанно или в результате 1—3 попыток ЭКО. Предметная деятельность у детей раннего возраста группы ЭКО характеризуется достоверно меньшей, по сравнению с контрольной группой, включенностью предметных действий в общение с матерью; к концу раннего возраста отмечена тенденция к сокращению этого различия. У детей раннего возраста отставание в умственном развитии (по сравнению с условной нормой) преимущественно связано с совокупностью первичных биологических условий: зачатием при помощи ЭКО, недоношенностью, многоплодием, а также ранним завершением грудного вскармливания. Был также выявлен ряд особенностей отношения к детям матерей, зачавших при помощи ЭКО, по сравнению со спонтанно зачавшими женщинами, как во время беременности, так и в период раннего детства ребенка: у женщин группы ЭКО при положительном отношении к факту беременности чаще выявляются затруднения в идентификации сроков внутриутробных шевелений плода и индифферентное к ним отношение, а также дискомфортный характер переживаний от шевелений. Женщины группы ЭКО считают факт рождения ребенка значительным событием, кардинально изменившим их восприятие жизни. При высокой ценности ребенка матери группы ЭКО часто имеют завышенные ожидания, предъявляют к детям не соответствующие возрастным возможностям требования. У женщин группы ЭКО по сравнению со спонтанно зачавшими во время совместной игры с детьми чаще выражено стремление демонстрировать достижения ребенка, регулировать его поведение без учета актуального состояния.
The aim of the study is to investigate the mental development of young children conceived through IVF and their interaction with their mothers, in comparison with a group of mothers and young children conceived spontaneously. The following methods were used: included observation using videotaping and subsequent analysis of video recordings, interview, analysis of medical records, testing using the techniques: “Diagnostics of neuropsychic development of children of the first year of life” (E. L. Frucht), “Early diagnosis of mental development” for children 2—3 years old (E. A. Strebeleva), “Diagnostics of development of object activity” (E. O. Smirnova et al.), analysis of play interaction between mothers and children (M. E. Lantsburg), projective technique “Parental evaluations of children” (M. E. Lantsburg). The following results were obtained: in the first year of life, the frequency of occurrence of children with a conditionally normal level of development in the IVF group is significantly lower than in the spontaneously conceived group; in children conceived as a result of several (first three) IVF attempts, a positive age dynamics is observed: in the second year, the representation of normal mental development increases and by the end of early childhood reaches the corresponding indicator of the control group. At the same time, children conceived after multiple (fourth and more) IVF attempts do not show positive age dynamics: in all studied age slices, they significantly less often demonstrated a normal level of development than children conceived spontaneously or as a result of 1—3 IVF attempts. Object activity in infants of the IVF group is characterized by a significantly lower inclusion of object actions in communication with the mother compared to the control group; by the end of early childhood, there is a tendency to reduce this difference. In young children, mental retardation (compared to the conventional norm) is predominantly associated with a combination of primary biological conditions: IVF conception, prematurity, multiple births, and early completion of breastfeeding. A number of peculiarities in the attitudes toward children of IVF-conceived mothers compared to spontaneously conceived women were also revealed, both during pregnancy and during the child`s early childhood: women in the IVF group with positive attitudes toward the fact of pregnancy are more likely to have difficulties in identifying the timing of intrauterine fetal movements and to have an indifferent attitude toward them, as well as to experience discomfort from the movements. Women in the IVF group consider the birth of a child as a significant event that radically changed their perception of life. While the value of a child is high, mothers of the IVF group often have exaggerated expectations and make age-inappropriate demands on their children. Compared to women who conceived spontaneously during joint play with children, women in the IVF group are more likely to demonstrate the child`s achievements and regulate the child`s behavior without taking into account the child`s current state.
ББК 88.8
С60
Общий = Детская психология
88.8 С60
Соловьева, Елена Владимировна.
Психическое развитие детей раннего возраста, зачатых посредством экстракорпорального оплодотворения, и их взаимодействие с матерями = [Mental development of infants conceived through in vitro fertilization and their interaction with their mothers. Dissertation abstract for the degree of Candidate of Psychological Sciences. Ph. D. (Psychology) Thesis.] : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.13 - Психология развития, акмеология / Елена Владимировна Соловьева, ГБОУ ВПО "Московский городской психолого-педагогический университет". – Москва, 2016. – 26 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=348370 (дата обращения: 25.06.2024) . – Научный руководитель: кандидат психологических наук Ланцбург Марина Евгеньевна . – Защита состоится 16 июня 2016 г. на заседании диссертационного совета Д-850.013.01, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета.
Цель исследования заключается в изучении психического развития детей раннего возраста, зачатых посредством ЭКО, и их взаимодействия с матерями, в сравнении с группой матерей и детей раннего возраста, зачатых спонтанно. Были использованы следующие методы: включенное наблюдение с использованием видеосъемки и последующим анализом видеозаписей, опрос, анализ медицинской документации, тестирование с использованием методик: «Диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни» (Э. Л. Фрухт), «Ранняя диагностика умственного развития» для детей 2—3 лет (Е. А. Стребелева), «Диагностика развития предметной деятельности» (Е. О. Смирнова и соавт.), анализ игрового взаимодействия матерей и детей (М. Е. Ланцбург), проективная методика «Родительские оценки детей» (М. Е. Ланцбург). Были получены следующие результаты: на первом году жизни частота встречаемости детей с условно-нормативным уровнем развития в группе ЭКО значительно ниже, чем в группе спонтанно зачатых; у детей, зачатых в результате нескольких (первых трех) попыток ЭКО, наблюдается положительная возрастная динамика: на втором году представленность нормы умственного развития возрастает и к концу раннего возраста достигает соответствующего показателя контрольной группы. При этом у детей, зачатых после многократных (четвертой и больше) попыток ЭКО, положительной возрастной динамики не наблюдается: во всех изученных возрастных срезах они существенно реже демонстрировали нормативный уровень развития, чем зачатые спонтанно или в результате 1—3 попыток ЭКО. Предметная деятельность у детей раннего возраста группы ЭКО характеризуется достоверно меньшей, по сравнению с контрольной группой, включенностью предметных действий в общение с матерью; к концу раннего возраста отмечена тенденция к сокращению этого различия. У детей раннего возраста отставание в умственном развитии (по сравнению с условной нормой) преимущественно связано с совокупностью первичных биологических условий: зачатием при помощи ЭКО, недоношенностью, многоплодием, а также ранним завершением грудного вскармливания. Был также выявлен ряд особенностей отношения к детям матерей, зачавших при помощи ЭКО, по сравнению со спонтанно зачавшими женщинами, как во время беременности, так и в период раннего детства ребенка: у женщин группы ЭКО при положительном отношении к факту беременности чаще выявляются затруднения в идентификации сроков внутриутробных шевелений плода и индифферентное к ним отношение, а также дискомфортный характер переживаний от шевелений. Женщины группы ЭКО считают факт рождения ребенка значительным событием, кардинально изменившим их восприятие жизни. При высокой ценности ребенка матери группы ЭКО часто имеют завышенные ожидания, предъявляют к детям не соответствующие возрастным возможностям требования. У женщин группы ЭКО по сравнению со спонтанно зачавшими во время совместной игры с детьми чаще выражено стремление демонстрировать достижения ребенка, регулировать его поведение без учета актуального состояния.
The aim of the study is to investigate the mental development of young children conceived through IVF and their interaction with their mothers, in comparison with a group of mothers and young children conceived spontaneously. The following methods were used: included observation using videotaping and subsequent analysis of video recordings, interview, analysis of medical records, testing using the techniques: “Diagnostics of neuropsychic development of children of the first year of life” (E. L. Frucht), “Early diagnosis of mental development” for children 2—3 years old (E. A. Strebeleva), “Diagnostics of development of object activity” (E. O. Smirnova et al.), analysis of play interaction between mothers and children (M. E. Lantsburg), projective technique “Parental evaluations of children” (M. E. Lantsburg). The following results were obtained: in the first year of life, the frequency of occurrence of children with a conditionally normal level of development in the IVF group is significantly lower than in the spontaneously conceived group; in children conceived as a result of several (first three) IVF attempts, a positive age dynamics is observed: in the second year, the representation of normal mental development increases and by the end of early childhood reaches the corresponding indicator of the control group. At the same time, children conceived after multiple (fourth and more) IVF attempts do not show positive age dynamics: in all studied age slices, they significantly less often demonstrated a normal level of development than children conceived spontaneously or as a result of 1—3 IVF attempts. Object activity in infants of the IVF group is characterized by a significantly lower inclusion of object actions in communication with the mother compared to the control group; by the end of early childhood, there is a tendency to reduce this difference. In young children, mental retardation (compared to the conventional norm) is predominantly associated with a combination of primary biological conditions: IVF conception, prematurity, multiple births, and early completion of breastfeeding. A number of peculiarities in the attitudes toward children of IVF-conceived mothers compared to spontaneously conceived women were also revealed, both during pregnancy and during the child`s early childhood: women in the IVF group with positive attitudes toward the fact of pregnancy are more likely to have difficulties in identifying the timing of intrauterine fetal movements and to have an indifferent attitude toward them, as well as to experience discomfort from the movements. Women in the IVF group consider the birth of a child as a significant event that radically changed their perception of life. While the value of a child is high, mothers of the IVF group often have exaggerated expectations and make age-inappropriate demands on their children. Compared to women who conceived spontaneously during joint play with children, women in the IVF group are more likely to demonstrate the child`s achievements and regulate the child`s behavior without taking into account the child`s current state.
ББК 88.8
С60
Общий = Детская психология
Филиал | Фонд | Всего | Доступно для выдачи |
---|---|---|---|
Сретенка | ЧЗ | 3 | 3 |