Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Лаптева, Н.М. - Проблема влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные способности и личностные о...
Лаптева, Н.М. - Проблема влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные способности и личностные о...
Статья
Автор: Лаптева, Н.М.
Современная зарубежная психология; Journal of modern foreign psychology: Проблема влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные способности и личностные о...
The Problem of Influence of Children’s Birth Order in the Family on Their Intellectual Abilities and Personality Traits
2019 г.
ISBN отсутствует
Автор: Лаптева, Н.М.
Современная зарубежная психология; Journal of modern foreign psychology: Проблема влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные способности и личностные о...
The Problem of Influence of Children’s Birth Order in the Family on Their Intellectual Abilities and Personality Traits
2019 г.
ISBN отсутствует
Статья
Лаптева, Н.М.
Проблема влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные способности и личностные особенности = The Problem of Influence of Children’s Birth Order in the Family on Their Intellectual Abilities and Personality Traits / Н.М. Лаптева, Е.А. Валуева, Е.А. Шепелева // Современная зарубежная психология ; Journal of modern foreign psychology / ред. Т.В. Ермолова. – 2019. – Т. 8, № 2. – С. 83-94. – URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2019/n2/Lapteva_Valuyeva_Shepeleva.shtml (дата обращения: 13.12.2021).
В статье анализируются теоретические подходы и результаты эмпирических исследований проблемы влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные и творческие способности, достижения в образовании, личностные черты, поведенческие особенности и социальные предпочтения. Показано, что результаты исследований различаются в зависимости от способа анализа данных — эффект снижения интеллекта при увеличении порядкового номера рождения обнаруживается при сравнении показателей большого количества детей с разным порядком рождения из разных семей, и как правило не выявляется при внутрисемейном анализе данных. Для объяснения полученных различий используются три основных теоретических модели — модель слияния, модель истощения ресурсов и модель примеси. Обусловленные порядком рождения различия в личностных чертах выражены сильнее, чем различия в когнитивной сфере. Данные исследований подтверждают, что по результатам личностного опросника «Большая пятерка» у первенцев более выражена «добросовестность», а у младших детей — «доброжелательность» и «открытость опыту». Отдельные работы, посвященные особенностям социального взаимодействия старших и последующих детей, демонстрируют большую способность младших детей к кооперации. Несмотря на то, что прогностическая значимость выявленных на больших выборках эффектов не так велика в отношении отдельных семей, результаты могут иметь практическую значимость для педагогической и психотерапевтической работы с детьми.
The article analyses theoretical approaches and empirical research of the influence of the children’s birth order in the family on their intellectual and creative abilities, achievements in education, personality traits, behaviors and social preferences. It is shown that the results of the studies vary depending on the method of data analysis — the effect of decreasing intelligence while increasing the birth sequence number detected when comparing indicators of large numbers of children with different birth order from different families, and generally not detectable in intra-family analysis data. To explain the differences obtained the authors used three basic theoretical models: a model of merge, the model of resource depletion and impurity model. Due to differences in birth order personality traits have more pronounced differences in the cognitive sphere. Research confirms that according to the results of the personal questionnaire «Big five» firstborns display more pronounced «honesty», and younger children-«kindness» and «openness» to experience. Individual work on features of social interaction of senior and subsequent children demonstrated a great ability of younger children to cooperation. Despite the fact that the prognostic significance of identified effects in large samples is not as great as in individual families, results may have practical significance for the pedagogical and psychological work with children.
Общий = Общая психология : Психические процессы и состояния
Общий = Общая психология : Психология личности
Общий = Социальная психология : Психология семьи, быта, детско-родительских отношений
Лаптева, Н.М.
Проблема влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные способности и личностные особенности = The Problem of Influence of Children’s Birth Order in the Family on Their Intellectual Abilities and Personality Traits / Н.М. Лаптева, Е.А. Валуева, Е.А. Шепелева // Современная зарубежная психология ; Journal of modern foreign psychology / ред. Т.В. Ермолова. – 2019. – Т. 8, № 2. – С. 83-94. – URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2019/n2/Lapteva_Valuyeva_Shepeleva.shtml (дата обращения: 13.12.2021).
В статье анализируются теоретические подходы и результаты эмпирических исследований проблемы влияния порядка рождения детей в семье на их интеллектуальные и творческие способности, достижения в образовании, личностные черты, поведенческие особенности и социальные предпочтения. Показано, что результаты исследований различаются в зависимости от способа анализа данных — эффект снижения интеллекта при увеличении порядкового номера рождения обнаруживается при сравнении показателей большого количества детей с разным порядком рождения из разных семей, и как правило не выявляется при внутрисемейном анализе данных. Для объяснения полученных различий используются три основных теоретических модели — модель слияния, модель истощения ресурсов и модель примеси. Обусловленные порядком рождения различия в личностных чертах выражены сильнее, чем различия в когнитивной сфере. Данные исследований подтверждают, что по результатам личностного опросника «Большая пятерка» у первенцев более выражена «добросовестность», а у младших детей — «доброжелательность» и «открытость опыту». Отдельные работы, посвященные особенностям социального взаимодействия старших и последующих детей, демонстрируют большую способность младших детей к кооперации. Несмотря на то, что прогностическая значимость выявленных на больших выборках эффектов не так велика в отношении отдельных семей, результаты могут иметь практическую значимость для педагогической и психотерапевтической работы с детьми.
The article analyses theoretical approaches and empirical research of the influence of the children’s birth order in the family on their intellectual and creative abilities, achievements in education, personality traits, behaviors and social preferences. It is shown that the results of the studies vary depending on the method of data analysis — the effect of decreasing intelligence while increasing the birth sequence number detected when comparing indicators of large numbers of children with different birth order from different families, and generally not detectable in intra-family analysis data. To explain the differences obtained the authors used three basic theoretical models: a model of merge, the model of resource depletion and impurity model. Due to differences in birth order personality traits have more pronounced differences in the cognitive sphere. Research confirms that according to the results of the personal questionnaire «Big five» firstborns display more pronounced «honesty», and younger children-«kindness» and «openness» to experience. Individual work on features of social interaction of senior and subsequent children demonstrated a great ability of younger children to cooperation. Despite the fact that the prognostic significance of identified effects in large samples is not as great as in individual families, results may have practical significance for the pedagogical and psychological work with children.
Общий = Общая психология : Психические процессы и состояния
Общий = Общая психология : Психология личности
Общий = Социальная психология : Психология семьи, быта, детско-родительских отношений