Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Сатари, Виктория Витальевна - Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом
Сатари, Виктория Витальевна - Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом
![](/opacunicode/app/webroot/img/doctypes/44.gif)
Доступно
1 из 1
1 из 1
Диссертация
Автор: Сатари, Виктория Витальевна
Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
[Features of imagination of junior schoolchildren with cerebral palsy]
2012 г.
ISBN отсутствует
Автор: Сатари, Виктория Витальевна
Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
[Features of imagination of junior schoolchildren with cerebral palsy]
2012 г.
ISBN отсутствует
Диссертация
88.48 С21
Сатари, Виктория Витальевна.
Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом = [Features of imagination of junior schoolchildren with cerebral palsy] : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.10 - коррекционная психология / Виктория Витальевна Сатари, Московский городской психолого-педагогический университет. – Москва, 2012. – 210 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=497974 (дата обращения: 21.01.2025) . – Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Левченко Ирина Юрьевна.
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей воображения младших школьников с разными клиническими проявлениями ДЦП. Было высказано предположение о том, что развитие воображения младших школьников с ДЦП имеет более медленный темп (по сравнению с нормально развивающимися школьниками). Кроме того, это развитие может быть охарактеризовано как обладающее низким уровнем сформированной способности к переконструированию и комбинированию приобретаемого опыта. Автор предполагает, что использование профилактической программы, которая была разработана в ходе исследования, может повлиять на развитие сферы воображения. Эксперимент, который описывается в работе был проведен на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения «Раменки» (ЦПМСС «Раменки»), школы надомного обучения № 542 и школы VI вида № 47 при детской психоневрологической больнице (ДПНБ) № 18 (2008-2010 год). Сравнение детей, которые воспитывались в различных социальных условиях, происходило по различным основаниям. В качестве методик исследования для контрольной группы были использованы: исследование воссоздающего воображения (с использованием методических рекомендаций О. В. Боровика), которое заключается в чтении детям рассказа с последующим рисованием и рассказом ребенка по рисунку; краткий тест творческого мышления (КТТМ) (на основании теста Поля Торренса и тест — «Эскизы» (субтест № 6. Автор Е. Туник). Были использованы показатели беглости и гибкости. Также были использованы методики: копирование фигуры Тейлора, которое при необходимости дополнялось использованием зрительно-моторного гештальт теста Л. Бендер; оценка творческого потенциала детей с ДЦП при конструировании из плоских геометрических фигур (Авторская методика Коноваленко С. В.). Для экспериментальной группы описанные выше методики были адаптированы в соответствии с целью и задачами исследования. В экспериментальной группе дополнительной был использован психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников (автор — Л. И. Переслени, 1996) (для того, чтобы исключить из выборки педагогически запущенных детей). По результатам исследования было установлено, что отсутствует прямая корреляционная связь между клинической формой ДЦП, тяжестью двигательных расстройств и данными о развитии воображения; количественные и качественные характеристики воображении детей с различными формами ДЦП отличаются от нормы особенностями развития и функционирования; у детей с ДЦП установлено комплексное и всестороннее нарушение воображения. Также было установлено, что низкие показатели продуктивной деятельности воображения у детей с ДЦП способствуют отставанию таких процессов как: восприятие, опосредованное запоминание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Семейное воспитание также коррелирует с творческой составляющей воображение (но не фактор полная / неполная семья). Также комплекс, который был предложен в исследовании, помогает спрогнозировать оптимальные условия обучения для детей с ДЦП. Отдельно автор отмечает, что занятия, которые были разработаны им в рамках исследования, помогли улучшить динамику развития детей с ДЦП.
The dissertation research is devoted to the study of the peculiarities of imagination of junior schoolchildren with different clinical manifestations of cerebral palsy. It was suggested that the development of imagination of junior schoolchildren with cerebral palsy has a slower pace (compared to normally developing schoolchildren). In addition, this development can be characterized as having a low level of formed ability to re-construct and combine the acquired experience. The author suggests that the use of a preventive program, which was developed in the course of the study, may influence the development of the imagination sphere. The experiment described in the paper was conducted on the basis of the Center for Psychological-Medical-Social Support “Ramenki” (CPMSS “Ramenki”), home school No. 542 and school of VI type No. 47 at the Children`s Psychoneurological Hospital (DPNB) No. 18 (2008—2010). Children who were brought up in different social conditions were compared on different grounds. As research techniques for the control group were used: a study of recreative imagination (using methodological recommendations of O. V. Borovik), which consists of reading a story to children followed by drawing and telling the child from the drawing; a brief test of creative thinking (CTTM) (based on the Paul Torrance test and the test “Sketches” (subtest #6. Author E. Tunik). Indicators of fluency and flexibility were used. The following methods were also used: copying Taylor`s figure, which was supplemented, if necessary, with the use of visual-motor gestalt test by L. Bender; assessment of the creative potential of children with cerebral palsy when constructing flat geometric figures (author`s method of Konovalenko S. V.). For the experimental group the above described methods were adapted in accordance with the purpose and objectives of the study. The experimental group additionally used a psychodiagnostic complex of methods to determine the level of development of cognitive activity of junior schoolchildren (author L. I. Peresleni, 1996) (in order to exclude pedagogically neglected children from the sample). According to the results of the study it was found that there is no direct correlation between the clinical form of cerebral palsy, severity of motor disorders and data on the development of imagination; quantitative and qualitative characteristics of the imagination of children with different forms of cerebral palsy differ from the norm by peculiarities of development and functioning; children with cerebral palsy have a complex and comprehensive violation of imagination. It was also found that low indicators of productive activity of imagination in children with cerebral palsy contribute to the lag of such processes as: perception, mediated memorization, visual and figurative and verbal-logical thinking. Family upbringing also correlates with the creative component of imagination (but not the factor of full/part-time family). Also the complex that was proposed in the study helps to predict the optimal learning environment for children with cerebral palsy. Separately, the author notes that the activities he developed as part of the study helped to improve the developmental dynamics of children with cerebral palsy.
ББК 88.48
С21
Общий = Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология : Медицинская психология : Специальная (дефектологическая) психология
88.48 С21
Сатари, Виктория Витальевна.
Особенности воображения младших школьников с детским церебральным параличом = [Features of imagination of junior schoolchildren with cerebral palsy] : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук : 19.00.10 - коррекционная психология / Виктория Витальевна Сатари, Московский городской психолого-педагогический университет. – Москва, 2012. – 210 с. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=497974 (дата обращения: 21.01.2025) . – Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Левченко Ирина Юрьевна.
Диссертационное исследование посвящено изучению особенностей воображения младших школьников с разными клиническими проявлениями ДЦП. Было высказано предположение о том, что развитие воображения младших школьников с ДЦП имеет более медленный темп (по сравнению с нормально развивающимися школьниками). Кроме того, это развитие может быть охарактеризовано как обладающее низким уровнем сформированной способности к переконструированию и комбинированию приобретаемого опыта. Автор предполагает, что использование профилактической программы, которая была разработана в ходе исследования, может повлиять на развитие сферы воображения. Эксперимент, который описывается в работе был проведен на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения «Раменки» (ЦПМСС «Раменки»), школы надомного обучения № 542 и школы VI вида № 47 при детской психоневрологической больнице (ДПНБ) № 18 (2008-2010 год). Сравнение детей, которые воспитывались в различных социальных условиях, происходило по различным основаниям. В качестве методик исследования для контрольной группы были использованы: исследование воссоздающего воображения (с использованием методических рекомендаций О. В. Боровика), которое заключается в чтении детям рассказа с последующим рисованием и рассказом ребенка по рисунку; краткий тест творческого мышления (КТТМ) (на основании теста Поля Торренса и тест — «Эскизы» (субтест № 6. Автор Е. Туник). Были использованы показатели беглости и гибкости. Также были использованы методики: копирование фигуры Тейлора, которое при необходимости дополнялось использованием зрительно-моторного гештальт теста Л. Бендер; оценка творческого потенциала детей с ДЦП при конструировании из плоских геометрических фигур (Авторская методика Коноваленко С. В.). Для экспериментальной группы описанные выше методики были адаптированы в соответствии с целью и задачами исследования. В экспериментальной группе дополнительной был использован психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников (автор — Л. И. Переслени, 1996) (для того, чтобы исключить из выборки педагогически запущенных детей). По результатам исследования было установлено, что отсутствует прямая корреляционная связь между клинической формой ДЦП, тяжестью двигательных расстройств и данными о развитии воображения; количественные и качественные характеристики воображении детей с различными формами ДЦП отличаются от нормы особенностями развития и функционирования; у детей с ДЦП установлено комплексное и всестороннее нарушение воображения. Также было установлено, что низкие показатели продуктивной деятельности воображения у детей с ДЦП способствуют отставанию таких процессов как: восприятие, опосредованное запоминание, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Семейное воспитание также коррелирует с творческой составляющей воображение (но не фактор полная / неполная семья). Также комплекс, который был предложен в исследовании, помогает спрогнозировать оптимальные условия обучения для детей с ДЦП. Отдельно автор отмечает, что занятия, которые были разработаны им в рамках исследования, помогли улучшить динамику развития детей с ДЦП.
The dissertation research is devoted to the study of the peculiarities of imagination of junior schoolchildren with different clinical manifestations of cerebral palsy. It was suggested that the development of imagination of junior schoolchildren with cerebral palsy has a slower pace (compared to normally developing schoolchildren). In addition, this development can be characterized as having a low level of formed ability to re-construct and combine the acquired experience. The author suggests that the use of a preventive program, which was developed in the course of the study, may influence the development of the imagination sphere. The experiment described in the paper was conducted on the basis of the Center for Psychological-Medical-Social Support “Ramenki” (CPMSS “Ramenki”), home school No. 542 and school of VI type No. 47 at the Children`s Psychoneurological Hospital (DPNB) No. 18 (2008—2010). Children who were brought up in different social conditions were compared on different grounds. As research techniques for the control group were used: a study of recreative imagination (using methodological recommendations of O. V. Borovik), which consists of reading a story to children followed by drawing and telling the child from the drawing; a brief test of creative thinking (CTTM) (based on the Paul Torrance test and the test “Sketches” (subtest #6. Author E. Tunik). Indicators of fluency and flexibility were used. The following methods were also used: copying Taylor`s figure, which was supplemented, if necessary, with the use of visual-motor gestalt test by L. Bender; assessment of the creative potential of children with cerebral palsy when constructing flat geometric figures (author`s method of Konovalenko S. V.). For the experimental group the above described methods were adapted in accordance with the purpose and objectives of the study. The experimental group additionally used a psychodiagnostic complex of methods to determine the level of development of cognitive activity of junior schoolchildren (author L. I. Peresleni, 1996) (in order to exclude pedagogically neglected children from the sample). According to the results of the study it was found that there is no direct correlation between the clinical form of cerebral palsy, severity of motor disorders and data on the development of imagination; quantitative and qualitative characteristics of the imagination of children with different forms of cerebral palsy differ from the norm by peculiarities of development and functioning; children with cerebral palsy have a complex and comprehensive violation of imagination. It was also found that low indicators of productive activity of imagination in children with cerebral palsy contribute to the lag of such processes as: perception, mediated memorization, visual and figurative and verbal-logical thinking. Family upbringing also correlates with the creative component of imagination (but not the factor of full/part-time family). Also the complex that was proposed in the study helps to predict the optimal learning environment for children with cerebral palsy. Separately, the author notes that the activities he developed as part of the study helped to improve the developmental dynamics of children with cerebral palsy.
ББК 88.48
С21
Общий = Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология : Медицинская психология : Специальная (дефектологическая) психология
Филиал | Фонд | Всего | Доступно для выдачи |
---|---|---|---|
Сретенка | ЧЗ | 1 | 1 |