Поиск :
Личный кабинет :
Электронный каталог: Ахутина, Т.В. - Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского
Ахутина, Т.В. - Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского
Нет экз.
Электронный ресурс
Автор: Ахутина, Т.В.
Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского
Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет, 1994 г.
ISBN отсутствует
Автор: Ахутина, Т.В.
Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского
Издательство: Московский государственный психолого-педагогический университет, 1994 г.
ISBN отсутствует
Электронный ресурс
Ахутина, Т.В.
Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского / Т.В. Ахутина. – Московский государственный психолого-педагогический университет, 1994. – С. 45-52. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=392675, http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=392675.
Автор обсуждает проблему структурированности индивидуального лексикона (организацию семантического поля) и выделенности базовых понятий и места первичных понятий в родо-видовых иерархиях. Представлен исторический обзор динамики формирования представлений о базовых понятиях в зарубежных этно- и филологической школах. На базе учения Л. Выготского о том, что система значений закладывается у ребенка на стадии онтогенеза с до-логическим мышлением и в первую очередь усваиваются слова с конкретным, наглядным значением, формируя лабильные связи «слово — обобщенный образ», автор предлагает собственную гипотезу: именно значения первых «приобретенных» ребенком слов выступают в качестве базовых при построении индивидуальных семантических полей. Автор полагает, что первичные детские понятия /слова максимально утилитарны, так как содержат базовые значения. Кроме того, для детского возраста характерно определение истории семантического поля его строением. Первичные понятия составляют исходный центр семантического поля, вокруг которого строится само поле на основании наглядных обобщений. Позднее формирующаяся под влиянием школьного обучения система логических родо-видовых иерархий надстраивается над первой, не отменяя ее. Автор подтверждает представления Л. Выготского и А. Лурии о двойной репрезентации значений слов, обозначающих конкретные предметы: через вербальную систему понятий и через образную систему предметных значений.
This author discusses the problem of the structure of the individual vocabulary (or organization of semantic field) and of the allocation of basic concepts and, - so, - the place of primary concepts in genus-specific hierarchies at all. A historical overview of the dynamics of the formation of ideas about basic concepts in foreign ethno-philological schools is presented here. Based on the teachings of L. Vygotsky, that a child’s system of values is laid at stage of ontogenesis with pre-logical thinking, and that words with a concrete, visual meaning are first assimilated by child, forming labile connections “word - generalized image”, the author suggests his own hypothesis: it is the meanings of the first words "acquired" by the child that act, as the basic ones when constructing individual semantic fields. The author believes, that primary children's concepts/words are maximally utilitarian, since they contain basic meanings. In addition, for childhood stage, the definition of the history of the semantic field by its structure is usial. Primary concepts constitute the initial center of the semantic field, around which the field itself is built on the basis of visual generalizations. Later formed under the influence of schooling, the system of logical genus-specific hierarchies is built on the first, without canceling it. The author confirms the ideas of L. Vygotsky and A. Luria on a double representation of the meanings of words denoting specific objects: through a verbal system of concepts and through a figurative system of subject meanings.
Общий = Общая психология : Психические процессы и состояния : Познавательные процессы : Мышление и речь. Психосемантика и психолингвистика
Библиотека Выготского = Библиотека Выготского
Ахутина, Т.В.
Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского / Т.В. Ахутина. – Московский государственный психолого-педагогический университет, 1994. – С. 45-52. – URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=392675, http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=392675.
Автор обсуждает проблему структурированности индивидуального лексикона (организацию семантического поля) и выделенности базовых понятий и места первичных понятий в родо-видовых иерархиях. Представлен исторический обзор динамики формирования представлений о базовых понятиях в зарубежных этно- и филологической школах. На базе учения Л. Выготского о том, что система значений закладывается у ребенка на стадии онтогенеза с до-логическим мышлением и в первую очередь усваиваются слова с конкретным, наглядным значением, формируя лабильные связи «слово — обобщенный образ», автор предлагает собственную гипотезу: именно значения первых «приобретенных» ребенком слов выступают в качестве базовых при построении индивидуальных семантических полей. Автор полагает, что первичные детские понятия /слова максимально утилитарны, так как содержат базовые значения. Кроме того, для детского возраста характерно определение истории семантического поля его строением. Первичные понятия составляют исходный центр семантического поля, вокруг которого строится само поле на основании наглядных обобщений. Позднее формирующаяся под влиянием школьного обучения система логических родо-видовых иерархий надстраивается над первой, не отменяя ее. Автор подтверждает представления Л. Выготского и А. Лурии о двойной репрезентации значений слов, обозначающих конкретные предметы: через вербальную систему понятий и через образную систему предметных значений.
This author discusses the problem of the structure of the individual vocabulary (or organization of semantic field) and of the allocation of basic concepts and, - so, - the place of primary concepts in genus-specific hierarchies at all. A historical overview of the dynamics of the formation of ideas about basic concepts in foreign ethno-philological schools is presented here. Based on the teachings of L. Vygotsky, that a child’s system of values is laid at stage of ontogenesis with pre-logical thinking, and that words with a concrete, visual meaning are first assimilated by child, forming labile connections “word - generalized image”, the author suggests his own hypothesis: it is the meanings of the first words "acquired" by the child that act, as the basic ones when constructing individual semantic fields. The author believes, that primary children's concepts/words are maximally utilitarian, since they contain basic meanings. In addition, for childhood stage, the definition of the history of the semantic field by its structure is usial. Primary concepts constitute the initial center of the semantic field, around which the field itself is built on the basis of visual generalizations. Later formed under the influence of schooling, the system of logical genus-specific hierarchies is built on the first, without canceling it. The author confirms the ideas of L. Vygotsky and A. Luria on a double representation of the meanings of words denoting specific objects: through a verbal system of concepts and through a figurative system of subject meanings.
Общий = Общая психология : Психические процессы и состояния : Познавательные процессы : Мышление и речь. Психосемантика и психолингвистика
Библиотека Выготского = Библиотека Выготского